Часто найти общий язык с подростком непросто: это уже не ребенок, но все еще не взрослый человек. Задеть его чувства – элементарно, а на восстановление отношений могут уйти месяцы, если не годы.
О том, каких фраз лучше избегать во время переходного возраста, рассказывает профессиональный психолог-девиантолог Екатерина Головина.
«Мало ли, что ты хочешь! Перехочешь», «Хотеть не вредно»
Подобные высказывания обесценивают желания подростка и демонстрируют полное безразличие родителей к ним. Если подросток часто слышит эти фразы по отношению к себе, то в скором времени он перестанет говорить о своих желаниях. А затем будет искренне недоумевать, когда его спросят, какую профессию он хочет выбрать, чем он хочет заниматься, куда будет поступать, с кем хочет дружить, какую музыку хочет слушать. Он же не может ничего хотеть, его желания не имеют никакого значения.
Альтернатива такой фразе: «Я знаю, что ты очень этого хочешь, но, к сожалению, сейчас это невозможно. Давай вернемся к обсуждению чуть позже».
«А у Маши получилось лучше»
Каждый подросток индивидуален. Один хорошо поет, второй мастерски решает примеры по математике, а третий настолько общителен, что сможет в будущем зарабатывать на этом деньги. Сравнивать подростков, значит, создавать все условия для формирования неадекватно заниженной самооценки. У родителей, сравнивающих своего ребенка с другими, есть все шансы вырастить неуверенного в себе человека, который самостоятельно не сможет ничего добиться. Каждый тинейджер хочет, чтобы родители ценили любые его старания, даже если что-то не получилось или получилось не так, как хотелось бы.
Вспомните фразу: «Если вы будете оценивать рыбу по ее способности залезать на деревья, она проживет жизнь, чувствуя себя полной дурой». Это правило работает и с подростками.
«Ты ничего не умеешь», «У тебя никогда ничего не получается», «Ты не сможешь»
Таких фраз и их аналогов очень много. Конечно, подросток может не все. А вы разве можете? Нет. Подростковый возраст – это период, который биологически отвечает за формирование самостоятельности у человека. Если упустить это время и постоянно указывать на то, что у него не получается, подросток никогда не станет самостоятельным. Он смирится с тем, что ничего не умеет и ничего не может, и перестанет прикладывать усилия. Зачем, если все равно не получится?
Альтернатива этой фразе: «Я видела, как ты старался, ты такой молодец! Как думаешь, что нужно сделать, чтобы в следующий раз получилось еще лучше? Давай вместе подумаем».
«В этом доме ничего твоего нет»
Если вы купили подростку новый смартфон, дорогие кроссовки и модную колонку, они стали его собственностью. Он волен делать с ними, что хочет: не делиться ни с кем, использовать не по назначению, даже потерять, продать или передарить кому-то. Конечно, стоит приучать к бережному отношению к вещам, но при этом важно помнить, что у подростка есть личные вещи и личные границы.
Всегда спрашивайте разрешение, чтобы воспользоваться его вещами, стучите в дверь, прежде чем войти в комнату. Бережное отношение к личным границам – залог успешного развития.
«Вырастешь – поймешь»
Подобное изречение даже маленький ребенок воспринимает как: «Ты маленький, а значит, ничего не понимаешь. А мы, взрослые, умные и все понимаем». Что уж тут говорить о подростках, которые изо всех сил стараются сепарироваться. Согласитесь, что фраза ложная: тинейджеры много чего понимают, а быть взрослым – не равно быть умным.
Постоянное указание на несостоятельность, неумелость, глупость и непонимание рождает не только злость в голове подростка, но и сомнения.
Он начинает думать, что он действительно ничего не понимает и понять не может, злится на себя и на родителей. Как следствие, возникают конфликты, которые не имеют под собой почвы.