По утрам ко мне часто заходила в гости Аня, моя подруга, со своей младшенькой Настюшкой. Пока мы с подругой болтали о том, о сём, девочка с серьезным лицом катала коляску с большим пупсом по двору. Сама ростиком меньше метра, а туда же – как взрослая, с «лялькой» водится.
Вообще Настюшка мне очень нравилась. Девочка живая, веселая, очень общительная. И всегда старается с мамой всё вместе делать – куда Аня, туда и дочка. Мама в огород, Настя за ней – как умеет рыхлит, пропалывает, ягодки собирает. Мама в стайку Жданку доить, Настя рядом стоит, паутов отгоняет. Дома и подметет, и посуду помоет, не смотри, что всего пять лет.
И старший Матвей у Ани тоже деловой парень. Этот с отцом всё больше, на стройке, во дворе что-то возится. И тоже от домашней и огородной работы не отлынивает.
Это хорошо, когда дети с ранних лет родителям помогают. Пусть в раннем детстве это игра, но чувствуют себя при этом старшие ребятишки совсем взрослыми. И родителям помощь, и в жизни самостоятельные будут. Насколько я знаю, старший Антон и Матвей очень хорошо Ане помогали, когда Настюшка только родилась.
Аня как будто мысли мои прочитала.
- Знаешь, говорят «Сначала надо родить няньку, а потом ляльку». Я вот этого никогда не могла принять. Нас мама не заставляла водиться с младшими, так и я мальчишек оградила от этой обязанности. А всё равно вышло так, что они в сестрёнке души не чают, а еще всё время мне помогали, где переоденут, где погуляют. Сама понимаешь, помощь с малышом не лишняя. Им просто хочется всегда мне приятно сделать, да и Настя такая обаятельная, из парней верёвки вьёт.
Мне сложно было это представить, у меня не было ни братьев ни сестер. Хорошо, наверное, иметь сестру…
Аня продолжала.
- Вот я и подумала, нас хоть работать не заставляли, но при этом мы не росли бездельниками. Мама нас вообще правильно воспитывала. У нас и детство было настоящее, хватало времени на игры, но и работать тоже с малых лет нас приучали. За что я родителям благодарна. Сейчас не верится, сколько всего я умела лет в десять: готовить еду, топить печку, прибирать в доме, работать в огороде. Да всё не перечислишь.
И ведь я не была какой-то особенной или очень уж трудолюбивой – такими были все дети той поры. Сама, наверное, помнишь. Мы даже не считали свои ежедневные обязанности каким-то особенным трудом. Мы понимали, что без нашей помощи родители не успеют сделать всё по хозяйству. У всех ведь был большой двор, сад, огород, домашняя скотина. У многих по две-три коровы, столько же телят, поросята, куры, гуси, овечки. Это же всех надо накормить-напоить, навоз убрать и на пастьбу выгнать. Самую тяжелую и грязную работу делали взрослые, а мы помогали им как могли.
- Ой, Анька, точно! Как вспомню, в голове не укладывается, сколько сил у родителей было, за всем этих хозяйством ухаживать. У нас тоже было две коровы, и мне поручали каждый день их с пастьбы встречать. На самом деле это было развлечением для нас. Помнишь, собирались вечером на задах, все новости обсудим, поиграем во что-нибудь, а уж потом коров встретим и домой отведём. У меня еще обязанностью было нарвать лебеды для свиней, заварить комбикорм, накрошить яички цыплятам. Ничего сложного, но меня хвалили, что я помощница хорошая.
- Ага, и нас мама всегда хвалила. За это мы готовы были всё ей сделать. Вот только я ненавидела работу на картошке. Это настоящая каторга! Весной еще ничего - на посадку таскать ведра с семенным картофелем и бросать клубни для взрослых, которые подкапывают лопатой. А вот потом всё лето полоть и окучивать. Осенью самое сложное – выкопать всю эту картошку, перебрать и засыпать в погреб.
- Да уж, помню. Каждую осень в школе на неделю нам отменяли занятия, чтобы мы могли помочь родителям в огороде. Нужно было успеть до затяжных осенних дождей. Зато когда картошку выкопаем, устраивали праздник. Сжигали старую ботву и пекли картошку в золе. И до ночи сидели в поле, домой приходили, провонявшиеся дымом. Здорово было!
Аня кивнула с улыбкой. Тоже вспомнила, как ночью возле костра сидели.
- Ну, мы, конечно, не всегда такие работящие были. Помнишь, заиграемся днём, и забудем, что надо было что-то дома сделать. А в конце дня получали своё наказание. Это было угрызения совести! Нам было так стыдно, когда мама приходила вечером уставшая, и видела, что мы ничего не сделали. Она не ругалась, не била нас – она просто вздыхала, и шла делать всё сама. Её укоризненное молчание действовало сильнее любого другого наказания. Надо ли говорить, что на следующий день мы делали все, что было в списке, и даже больше.
- Время было такое. Стыдно было быть лентяем. Казалось бы, у нас столько домашней работы, а мы еще сами придумывали себе дополнительные дела! Тимуровцами были, помогали старикам, собирали макулатуру, участвовали во всех субботниках. Причем с охотой, с хорошим настроением!
- А еще мы хотели заработать себе на карманные расходы. Я летом собирала лекарственные травы и сдавала их в аптеку. Уже лет в 11 у меня были свои личные деньги, которые я почему-то тратила не на себя, а на подарки близким. Хотелось самим заработать денег, чтобы маме приятное сделать.
Мы долго еще вспоминали с Аней, что нам приходилось делать в детстве. Я понимаю, что наш труд не был непосильной ношей – это просто была жизнь. Мы даже иногда чувствовали себя барчуками и бездельниками, когда родители рассказывали нам, сколько им приходилось трудиться в их детские годы. А уж что досталось нашим бабушкам в годы войны, этого словами не описать!
Мы наслаждались тёплым летним утром, слушали птиц и любовались на нашу маленькую помощницу. Настюшке всего пять лет, а она уже многое умеет из того, что умели мы в детстве.
Кто-то скажет, что мы эксплуатируем детский труд, но меня беспокоит больше то, что многие современные родители своих детей совсем отстраняют от труда. Ни в деревне, ни, тем более в городе. Дети уже не помогают родителям в огородах, они не знают, как ухаживать за домашними животными, они даже часто не могут обслужить себя дома.
Родители оправдывают это упущение сильной занятостью детей в школе. Говорят, что еще наработаются за всю жизнь. Таким родителям хочется, чтобы дети всегда были счастливы и довольны. Но почему-то потом они жалуются, что великовозрастные детишки не хотят искать работу и до пенсии сидят на шее у стариков.
Встречая таких «заботливых» родителей, мне хочется сказать им одну известную поговорку «Когда родители трудятся, а дети наслаждаются жизнью, внуки будут просить милостыню».
Эту главу я написала в благодарность моей маме Усачевой Надежде Васильевне за то, что воспитала в нас с сестрой целеустремленность, любовь к труду и позитивный взгляд на жизнь. Спасибо тебе, родная, что всегда верила в нас и, чтобы ни случилось, говорила «Всё будет хорошо!» А я тебе в свой день рождения хочу сказать - мама, спасибо тебе за жизнь!
Продолжение читайте здесь
Это 45 глава романа "Я деревенская".
С вами была Ольга Усачева. Все мои книги можно приобрести в магазинах: ЛитРес Ridero Wildberries
Ссылки на рассказы канала "Я деревенская" можно посмотреть здесь