Найти тему
Счастье моё

Дети такое сейчас не едят! "Деликатесы" нашего деревенского детства

- Настюшка, иди-ка сюда, я тебе угощение принесла.

Наша общая «дочка-внучка» Настенька, дочь моей подруги Анны, с улыбкой подбежала ко мне, раскинув тонкие ручонки в объятии.

После приветственного милования я хитро подмигнула, хотела сделать девочке сюрприз.

- Смотри, зайка, я тебе калачики принесла.

Девочка с недоумением посмотрела на мою ладонь, в которой я держала целую горсть очищенных калачиков.

- Тётя Света, а что это такое? Это что ли едят?

Тут уж я удивилась. Как это, дочка моей подруги, с которой в детстве мы столько этих калачиков съели, и не знает, что это такое?

К нам во двор вышла и сама Анна. И я тут же на неё накинулась.

- Ты чего это, подруга, детям ни разу калачики не показывала?

- Да как-то в городе и мысли такой не возникало. Сама ж знаешь, там трава везде грязная, никакого желание её есть не возникает. И даже, приезжая к бабушке, я ни разу не вспомнила, что можно ребятишек нашими деревенскими деликатесами угостить.

- Значит так, зови Матвея, сегодня будем устраивать дегустацию деревенского подножного корма! А то дети у тебя абсолютно не приспособлены к реальной жизни. Вот оставь их в лесу на день – они же с голоду помрут. Сама-то небось, знаешь 100 и 1 способ найти еду в дикой среде, так давай и их научим.

В тот день Настюшка с Матвеем в первый раз в жизни пробовали наши детские вкусности. Не все им понравилось, прямо скажем, но идея находить себе еду в лесу и в поле показалась ребятишкам просто шикарной. Они здорово в тот день повеселились. А мы с Аней сами вспомнили много хитростей, как найти еду, и снова попробовали забытый вкус детства. Жалко, что в конце лета не так уже много можно найти этих вкусняшек, но мы по ходу нашей гастрономической прогулки многое вспомнили.

Герман Безукладников "В поход"
Герман Безукладников "В поход"

Что мы только не ели в детстве! Почти все, что попадалось под руку, хотя от голода не страдал никто. Бабушки и мамы следили, чтобы мы всегда были сыты. Но это не мешало нам постоянно пробовать всякую гадость на вкус.

Мы в детстве почти все были любители туристических походов. Отсюда такой повышенный интерес к подножному корму. Плюс бабушкины воспоминания о детстве в войну и после войны. Про лебеду, сныть, крапиву в качестве салатов и супов знали не понаслышке. Помню, у меня была любимая книга «Кухня робинзонов», откуда я узнавала про разные съедобные растения. Да еще и обменивались опытом с друзьями.

Мы могли жить буквально на одной траве. Черемша, щавель, свербига, заячья капуста – это классика. Колоски луговых трав - в качестве питательной основы ценились не сами колоски, а нежная мякоть на травинке, если ее вытянуть из основания. Так же жевали молодые побеги лиственницы, ёлки и почки сосны. Луковицы саранок - маленьких лесных лилий. Ну и молочные зернышки пшеницы – это святое дело!

Картина Б. Винокурова "Юные туристы"
Картина Б. Винокурова "Юные туристы"

А эти сладкие калачики, с которых сегодня все и началось. Их еще называли арбузики, пуговки. А вообще это семена дикой мальвы или манжетки. Маленькие пуговки спасали нас от голода. Но чаще от скуки, Пока соберешь, почистишь – полчаса пройдет. Зато улетали, как семечки. Оказывается, семена дикой мальвы – отличное средство от поноса. Теперь ясно, почему мы жрали всё подряд, а с животами не было ни у кого проблем!

Кто скажет, что цветы есть нельзя, тот не пробовал нектар медуницы! Первый весенний цветочек в Сибири. Маленькие розовые цветочки со сладкими жoпкaми. Нарвешь букет, понесешь маме, а по дороге все цветочки и слопаешь) А так же ели цветочки акации, клевера - тоже ради сладкого нектара.

В лесу можно было найти сибирский борщевик – пУчку. Мясистые стебли очищали от волокнистой кожуры и ели просто как морковку. Вкусный, сладкий, даже не могу сказать, на что похож. Пучка – одним словом.

Осенью было своё меню. Когда копали картошку, то находили черные ягоды паслёна, который называли «бздика». Помню, я как-то объелась паслёна, потом тошнило. С тех пор не люблю его вкус.

Ну и, конечно - печеная картошечка с угольком!

Ещё осенью ели мятные дички! Мелкие ягодки дикой яблони летом есть не возможно, но как их только прихватит первым морозом – это любимое лакомство ребятни и птичек. Возвращаясь осенью со школы, висели на этой дичке вместе с друзьями.

Это мы так лакомились сибирские ребятишки. А где-то на югах нашей необъятной Родины дети ели зелёные абрикосы, груши и «финики» - плоды лоха серебристого, объедали смолу с вишневых деревьев. Нам такого счастья не досталось – не было в Сибири плодовых деревьев. Вишня и то не дерево, а куст, смолы на нем не найдешь.

Среди ребятни было много любителей «мяса» - ловили лягушек и жарили лапки на костре, как настоящие французы. Собирали яйца птиц (часто в них были уже зародыши птенцов). Сусликов из норок выливали и тоже ели. Оригиналы ели жженые перья грачей и гусей – поджигали спичкой ось пера и жевали. Говорили, что на жареное мясо похоже - что-то не верится)))

Ели речные ракушки-беззубки. Та ещё гадость! Ловили двустворчатые ракушки на дне Серпушки, а потом на костре жарили. Вонь стояла на весь пляж, но друг перед другом храбрились и ели этих моллюсков. Вот думаю, если бы их не жарили, а с лимонным соком, то вполне бы съедобное блюдо получилось. Но не уверена.

Павел Еськов "Дети лета"
Павел Еськов "Дети лета"

А еще были совершенно несъедобные блюда нашего детского меню. Муравьиная кислота, например. Палочку опускали в муравейник – а потом обсасывали - кисленько! А самые смелые, так и вообще могли живого муравья на вкус попробовать.

Жвачка из сосновой или лиственной смолы-живицы. Технология приготовления долгая и сложная (смолу, завернутую в тряпочку варить, потом охлаждать. Потом опять варить) но это того стоило. Настоящая жвачка, к зубам не липла, её на долго хватало, и имела она приятный сосновый привкус. Это вам не бубль-гум!

Солдатская соль. Кто не знает – это обгоревшая сера от спичек. Хорошо подходила для печеной картошки. Сейчас говорят, что это очень опасно, но мы могли коробок спичек схрумкать, и все живы!

Так и жили - лопали всё подряд не от голода, а больше из любопытства. Здоровые были, сплошные же витамины. Сейчас в городе негде найти такие «натур продукт». Только в деревне и остается такая возможность. Может бы дети современные тоже такое поели, да кто им покажет?

Продолжение читайте здесь

Это 46 глава романа "Я деревенская".

С вами была Ольга Усачева. Все мои книги можно приобрести в магазинах: ЛитРес Ridero Wildberries

Ссылки на рассказы канала "Я деревенская" можно посмотреть здесь