Почему так много малых предприятий не выживает, почему полные энтузиазма предприниматели через какое-то время сворачивают свои проекты? Сразу напрашиваются очевидные для всех ответы про налоги, слабую поддержку, непредсказуемость рынка, тяжелые механизмы контроля и так далее. Да, так оно и есть.
Но в этой статье хочу поговорить про психологические причины. Не только дело во внешней среде. Она всегда будет жесткой и непредсказуемой.
Каждый #предприниматель и #бизнесмен – это личность со своими слабыми сторонами и внутренними конфликтами, кто-то больше адаптирован к предпринимательской жизни, кто-то меньше. Так, в схожих ситуациях один успевает сориентироваться, перестроиться, договориться, поднажать. А другой опускает руки.
Вот 9 важных психологических причин, почему #ИП сдаются, закрываются и сдуваются слишком рано, хотя были неплохие шансы.
1) Иллюзорные ожидания столкнулись с реальностью
Переоценили, перемечтали, действовали наскоком, не соотнесли свои амбиции со своими ресурсами.
У одного прокатило, а у другого нет.
2) Предприниматель не настроен на долгий, поступательный рост
Не хватило стратегичности и ресурсов, чтобы бежать длинный марафон и расти постепенно со своим делом.
3) Недостаточно гибкое и адаптивное мышление
Нужно было шустрее отслеживать изменения рынка и тестировать больше гипотез.
Требовалось активнее развивать навыки, например, коммуникации, переговоров.
4) Из крайности в крайность – от гиперконтроля до попустительства
Переводя на бизнес-язык - нежелание или неумение наладить операционку.
На каком-то этапе человек вкалывает 24/7, участвует во всем, муштрует сотрудников. Потом устает или считает, что вложился достаточно – пусть растет само.
5) Внутренний конфликт ролей
- Я директор, а не дворник!
- Я и за директора, и за дворника
- Я весь день был дворником, но не успел побыть директором и т.д.
6) Быстрое психологическое выгорание порождает нересурсность
Опять же говорим про неготовность играть в долгую. Хотелось быстрее, ярче, стремительнее. Так не получилось, проблем навалилось раз в 10 больше, чем ожидал. Быстрое выгорание и разочарование. Конечно, в таком состоянии сложно планировать, управлять людьми и еще «держать лицо».
7) Неумение переживать неудачи
Многих первые неудачи слишком выбивают из колеи. Человек уходит в защиты и отрицания. Вместо того, чтобы лучше изучать обстановку и собирать обратную связь с рынка и сотрудников.
8) Личностно и в плане компетенций предприниматель не готов к темпам развития предприятия
Может, перерос. А, может, не дозрел.
Не умеет делегировать, не готов доверять людям. Или наоборот требует от двух продавцов провинциального магазинчика, чтобы мыслили, как топ-менеджеры федерального холдинга.
9) Недостаток самодисциплины и нежелание работать со своей ленью
Важно выявлять причины лени, часто там скрыты страхи, неуверенность. Важно работать над мотивацией. Но в какой-то момент человек ситуацию запустил, потом расслабился еще больше. В итоге закрывает свой магазин в 17:00, перестает отвечать на звонки после обеда, отказывается от сложного, но денежного заказа. Соответственно, теряет клиентов.
Причины неудач стоит искать как во вне, так и внутри себя. Много можно исправить и начать с новой страницы.
Вера Бокарева, психолог, психотерапевт, д.с.н.
Запись на консультацию:
WhatsApp/Viber/Telegram: +7-963-231-37-12
Дорогие читатели, а вы какие причины считаете ключевыми?