Найти в Дзене
Воз сена

ПРО "мозговую систему" русского человека (по Павлову и не только)

Худ. Вася Ложкин
Худ. Вася Ложкин

«Должен высказать свой печальный взгляд на русского человека – он имеет такую слабую мозговую систему, что не способен воспринимать действительность как таковую. Для него существуют только слова. Его условные рефлексы координированы не с действиями, а со словами.
(И. П. Павлов. О русском уме. 1932)

Данный тезис можно интерпретировать следующим образом.

Русский человек склонен воспринимать окружающий мир неадекватно, так как сразу пытается умствовать, вместо того, чтобы сначала узреть, услышать, попробовать на вкус и мотивироваться на размышления, а затем и на действия. По всей видимости, это обусловлено тем, что русский человек в своем эволюционном развитии не прошел в полной мере психологический этап – рефлексию (самопознание), который европейцы прошли в эпоху Средневековья. У нас же Средневековья по сути не было, так как затянулась первобытнообщинная (родовая) жизнь.

Филогенез, понятное дело, отразился на онтогенезе. Поэтому русские люди (и по сие время) не проходят в подростковом возрасте (соответствующем психике средневекового человека) полноценную рефлексию, то есть не познают свою особенность. Соответственно, у них не актуализируется социальная потребность в самоопределении, свойственная для зрелых взрослых личностей. Возможно, именно поэтому для русских людей типичны «обломовщина» и «бесовщина».

Педагогическая проблема, таким образом, состоит в том, чтобы обеспечить российским детям полноценное прохождение этапа рефлексии в 5-8 классах школы, чего никак не способны понять чиновники от образования, застрявшие умом в подростковом возрасте.

В заключение предложим психологическое упражнение (почти тест).

Используя слово «Счастье» в качестве ключевого, постройте ассоциативный ряд из ключевого и трех слов-ассоциаций. А далее найдите между этими словами связь, а лучше сформулируйте из них умозаключение. Так Вы сможете понять особенность и направленность своего ума.