Найти в Дзене
Марина Ярдаева

Трудоголики поневоле, или Почему нельзя так много работать

Скорблю. Отрицание, гнев, торг - вот это все. Принятие? Нет. Каждый год, в последний день каникул - одно и то же: возмущаюсь тем, как же мало мы отдыхаем, как же много работаем. Десять дней пролетели как один миг, впереди пахота почти без выходных.

Думаю о четырехдневной рабочей неделе. Как она нам нужна!

Писала об этом в "Газете.ру" год назад, и два года назад и шесть лет назад. И пора повторить.

С недоумением наблюдаю за дискуссиями вокруг темы сокращения рабочего времени. О чем тут спорить? Смотрю, слушаю, как серьезные взрослые люди, вроде бы образованные, занимающие ответственные посты, разглагольствуют о том, что мир не готов к сокращению рабочего времени, и ничего не понимаю. Потому что хоть и смотрю на образованных людей, а вижу, не могу не видеть, античных рабовладельцев, переживающих, как бы рабы от безделья не пошли пьянствовать и бузить, и вижу самодовольных бар, уверенных, что свободные крестьяне – главная угроза экономике. Проносятся века и тысячелетия – ничего не меняется.

Когда-то точно так же боялись восьмичасового рабочего дня. Народ уверяли, что экономика такого не выдержит, пугали всех тотальной нищетой. И что же? Время быстро показало, что сокращение рабочего времени – благо, причем благо не столько социальное, сколько экономическое. Господи, ведь ещё прожженный капиталист Форд доказал.

Больше ста лет прошло с введения восьмичасового рабочего дня, несколько десятилетий цивилизованный мир живет при сорокачасовой рабочей неделе. За это время столько всего случилось: одна за другой прокатились по планете технические, «зеленые», IT-революции, а нам говорят, что мы опять не готовы к переменам.

Говорят, многие процессы недостаточно автоматизированы, говорят, производительность труда низкая. Ну так потому и низкая, что люди не восстанавливают силы, и у них нет простора для маневра, некогда им задуматься, что бы им и как автоматизировать.

Прогресс обусловлен не только ленью, но и наличием свободного времени у человека. А когда человека заваливают работой и отчетами об этой работе (кто у нас нынче не пишет отчетов?), когда человеку не дают головы поднять, ни о какой оптимизации рабочего процесса и речи идти не может. Но чуть только появляется зазор на перекур или чай, чуть только работники «распоясываются», позволяя себе ненужную болтовню, так сразу – вот парадокс! – рождаются идеи, движущие вперед все дело. В курилке Маша, Даша и Вася внезапно обнаруживают, что занимаются одинаковыми рутинными вещами, но у них нет при этом единого алгоритма, программы, хотя проблема может быть решена очень легко. И проблема решается! А не встретились бы "тунеядцы и лодыри" на перекуре, так и сидели бы поодиночке, тянули лямку.

Или обучение. Работодатель заинтересован, чтоб сотрудники это самое... развивались. Начальство наслушается разных гуру с инфоцыганами и давай требовать от работников новых, прости Господи, компетенций, подтвержденных какими-нибудь сертификатами, давай гонять работников на семинары и тренинги. Работодатель жертвует ради этой фигни рабочим временем (конечно, только частично, не отменяя его величества плана), работодатель думает, что он молодец. Ну а работник, понятно, считает, что у начальства блажь и надо быть с ним похитрее – лишний раз не высовываться.

А была бы, например, у людей смена не восемь часов (на деле больше, потому что, черт возьми, план), а шесть, или не двенадцать, а девять (если не пятидневка), тогда работники бы сами захотели бы чему-нибудь научиться. Интересно бы им было. Вряд ли бы, конечно, массы ринулись на курсы «Как заработать миллион для любимого шефа», но некоторые точно пошли бы в музеи, на лекции, на языковые курсы, да хоть бы даже на курсы кройки и шитья (и простимулировали бы, между прочим, многие сферы экономики). Начальнику, капиталисту с этого пользы как будто нет, но... Когда б вы знали, из какого сора! Все думают, что сотрудников следует обучать, и никто не хочет дать им время и возможность для образования. Вы ведь понимаете разницу, да? А кто в конечном счете эффективнее? В краткосрочной перспективе, наверное, продуктивнее обученные, этакие деревянные солдаты, но вот в долгосрочной – выигрывают явно образованные. Они выигрывают благодаря своей незашоренности, универсальности знания. Нужно не обучение постоянное и формальное (натаскивание и контроль), а образовательный досуг (лучшая профилактика выгорания).

Говорят, сокращение рабочего дня или недели приведет к увеличению расходов на оплату труда. Разумеется, приведет! Но ведь это именно то, что нужно: вместо эксплуатации с постоянными переработками одного позвать двоих. Что лучше: изнуренный, равнодушный ко всему один или полные сил и смелых идей двое? Конечно, второе дороже. Качество всегда дороже.

Предрекают разгон инфляции. Будто бы бизнес будет вынужден повышать цены на производимые товары и услуги. Вот что-то совсем не страшно. В России все равно цены реагируют вообще на все подряд. Вот, например, бензин. Нефть дорожает, цена на бензин растет, нефть дешевеет... цена на бензин растет. Хотя, казалось бы, вопрос решается очень просто – немного государственного регулирования. Никакой левизны – старое доброе кейнсианство.

Стращают, что коварные работодатели все равно выкрутятся. Говорят, что сокращение рабочего времени – это утопия, потому что неофициально людей все равно будут заставлять работать сверхурочно, как заставляют сейчас, грозя увольнением. Но это ведь и вовсе логика заложника: ах, давайте не будем злить террористов.

Нужна как минимум новая норма, новая печка, от которой стоит плясать. А там уж что-то да вытанцуется.

Очень нужно нам отдыхать больше. Просто, чтобы оставалось время подумать о важном.

#работа #отдых #экономика #общество #сокращение рабочей недели