На днях нам в очередной раз напомнили, что если цены на продукты так и будут взвинчиваться, то властям ничего не останется, как ввести продуктовые карточки- так заявил научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг.
Но, как сказал он, не надо их пугаться, ничего устрашающего они не несут, поэтому не нужно к ним так категорично относиться.
На сегодняшний день система продуктовых карточек для малообеспеченных граждан используется во многих государствах, взять те же США, и люди там относятся к ним вполне нормально.
С 1960 года в США продуктовая карточная система без перерыва, до нынешних дней.
Этот проект называется SNAP- малоимущие получают специальные электронные карточки, на которые государство ежемесячно перечисляет определённую сумму.
С её помощью расплатиться за продукты можно в любом магазине, который участвует в программе, которая в свою очередь не ограничивает, какие именно продукты покупать.
Есть только одно условие- деньги должны быть потрачены именно на еду.
Карточку может получить любой, даже беженец, главное условие- проживание в стране не менее пяти лет.
Но вот в нашей стране сами слова продуктовые карточки, или талоны уже вызывают неприятные ассоциации, более того, многие их считают вообще позором для страны.
Экономист сказал РИА "Новости", что если в России продолжится, и уж тем более, ускорится рост потребительских цен, правительство будет вынуждено субсидировать производство наиболее важных продуктов.
- "Либо наступит необходимость вводить в России продуктовые карточки".
Но нет ничего плохого в самой системе продуктовых карточек- добавил Гринберг.
За последнее время предложение об участии страны в распределении продуктов, озвучивал не только он.
Ещё с 2014 года о такой возможности говорит и Минпромторг, предложив ежемесячно переводить нуждающимся на пластиковую карту фиксированную сумму на продукты.
Однако проект завернули из-за недостатка средств в бюджете.
В 2018 году министерство даже подсчитало, сколько человек в России нуждается в такой помощи- таких оказалось около 16 млн человек.
И уже в декабре прошлого года Минпромторг внёс своё предложение на рассмотрение в правительство, чтобы ежемесячно переводить нуждающимся деньги, чтобы они смогли их тратить на отечественные продукты питания.
Эту инициативу поддержала Торгово-промышленная палата.
Ещё в 2020 году Путина возмутил такой рост цен на продукты, и на правительственном совещаниии он сказал, что не надо это сваливать на пандемию, она тут совершенно ни при чём.
Он считал, что внутреннего производства достаточно для того, чтобы покрыть внутренние потребности, поэтому совсем непонятно, как он выразился, почему цены то выросли?
Он объяснял это только одним- попыткой подогнать внутренние цены под мировые, указав, что с этой тенденцией можно бороться, чем и должны заниматься власти.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков в октябре 2021 года говорил то же самое, что цены в России растут из-за того, что такое же происходит и на мировом рынке, а Россия является участником международной экономической жизни, она не может жить обособленно.
По его словам, они стараются значительно смягчить рост цен, но полностью прекратить их рост в таких условиях просто невозможно, этого не сможет сделать ни одна страна.
Ещё в ноябре 2021 года экономист Алексей Коренев говорил, что продукты подорожали во всём мире примерно одинаково, но особенно болезненно это ощущается в России, потому что у нас низкие доходы, и россияне тратят на еду большую часть своих доходов, что несравнимо с доходами и тратами жителей зарубежных стран.
По словам экспертов, в европейских странах у граждан уходит на еду от 8% до 20% дохода, а у россиян около 56%.
- "Больше половины дохода( на еду) тратят только Россия и совсем бедные страны",- подчеркнул специалист.
Что касается введения продуктовых карточек, заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков считает, что такая мера поддержки малоимущих не должна исключить главного- роста зарплат и пенсий.
Профсоюзы не отрицают такие меры помощи малоимущим, но считают, что важно решать кардинально вопрос борьбы с бедностью населения через повышение зарплат и пенсий, включая, в том числе, и индексацию.