Найти тему
Две Войны

За что в СССР расстреляли князя Долгорукова в 1937 году, и почему его реабилитировали после смерти Сталина?

Оглавление

4 мая 1954 г. Президиум ЦК КПСС решил пересмотреть все дела на лиц, осуждённых в сталинские годы за контрреволюционные преступления. Были созданы специальные комиссии – местная и Центральные. К марту 1956 г. они отчитались о завершении работы. Были пересмотрены дела в отношении 337 183 человек. При этом в отношении 153 502 человек приняли решения о прекращении дел, сокращении срока наказания, освобождении от ссылки, об амнистии. Реабилитировано было 14 338 человек.

Среди них – бывший князь Михаил Михайлович Долгоруков (1891-1937). Комиссия признала, что его расстреляли фактически просто за титул. Никаких доказательств того, что Долоруков был:

«Активным руководителем контрреволюционной эсеровско-монархической организации, активно готовившей вооружённое восстание против соввласти» (цитата из приговора) у следствия не было. Но это не помешало вынести ему смертный приговор.

В Белом движении Михаил Михайлович не участвовал. Он вообще не был офицером, и более того – даже не служил в армии, ни в Белой, ни в Русской императорской. Долгоруков ни разу в жизни не примыкал ни к одной партии, и в эмиграции тоже никогда не бывал. Так почему же его приговорили к "высшей мере"? Об этом я и расскажу в сегодняшней статье.

Долгоруков (второй справа, стоит) в училище правоведения. Фото в свободном доступе.
Долгоруков (второй справа, стоит) в училище правоведения. Фото в свободном доступе.

Как сложилась судьба князя во время Гражданской?

Отца князя тоже звали Михаил Михайлович. И деда – так же. Он был продолжателем древнего дворянского рода, его несбывшейся надеждой.

До 23 лет Михаил учился в Императорском высшем училище правоведения в Санкт-Петербурге. Окончил его в 1914 году, как раз перед войной. Успел несколько месяцев поработать в канцелярии Совета Министров, куда его устроил отец, а потом решил уехать на фронт.

Но всеобщий милитаристско-патриотический угар, которым была охвачена тогда вся Россия, Михаила Михайловича не коснулся. Он был пацифистом, и на фронт поехал в качестве уполномоченного Международного Красного креста. Эта деятельность и стала для него основной на все годы войны.

Политикой молодой князь не интересовался вообще и всегда держался в стороне от любых споров «о судьбах России». Когда после Февральской революции царская армия бросила воевать и в ней началась анархия – просто уехал из Бессарабии в Петроград, к матери.

В это тревожное и смутное время ему смогли найти спокойное место, вдали от всех потрясений в столицах. Долгоруков стал работать делопроизводителем в правлении Волго-Богульминской железной дороги.

Команда Красного Креста. Фото в свободном доступе.
Команда Красного Креста. Фото в свободном доступе.

Около пяти лет всё шло хорошо: бывший князь остался в стороне от грандиозных кровавых столкновений гражданской войны. Он в провинции выполнял свои небольшие, но нужные железной дороге служебные обязанности. Но в 1922 или 1923 году его с работы уволили.

Тяжелые времена

Настала длительная чёрная полоса в жизни. Надо было обеспечивать не только себя, но и жену, и двоих детей. Долгоруков был женат на Лидии Верёвкиной – дочери Александра Николаевича Верёвкина – бывшего тайного советника, заместителя министра юстиции царского правительства, сенатора. У них было две дочери: Татьяна и Анна.

Тесть, бывший влиятельный государственный чиновник, после Февральской революции стал никем, а в 1920 году умер от воспаления лёгких. Нормальной работы у Михаила Михайловича найти не получалось. Он уже не гнушался никакими заработками: работал сторожем, гардеробщиком, счетоводом.

В 1924 году были арестованы два брата жены Долгорукова – Кирилл и Александр. Их обвинили в «участии контрреволюционной организации» и приговорили к 3 годам ссылки в Сибирь каждого.

Малое Уро – в Баргузинском районе Бурятии. Фото в свободном доступе.
Малое Уро – в Баргузинском районе Бурятии. Фото в свободном доступе.

А в 1926 году добрались и до Михаила Михайловича Долгорукова. Он был арестован в Ленинграде, и по аналогичному обвинению отправлен на 3 года в ссылку. Поселиться ему было велено в Баргузинском аймаке Бурят-Монгольской автономной республики, в селении Малое Уро.

Лидия Александровна взяла дочек и навсегда покинула Ленинград – уехала в ссылку к мужу. В марте 1929 года срок ссылки закончился, но Долгоруковы остались жить там же, среди бурятов.

Однако спокойной жизни им не дали даже в этом далёком, забытом Богом краю. 17 октября 1929 года бывший князь снова был брошен в тюрьму. Дали 10 лет «за антисоветскую агитацию». В 1931 году Долгоруков пошёл из тюрьмы по лагерям: сначала в Забайкалье, потом в Новосибирске, затем в Томской области.

Там, в селе Подгорном, в середине 1930-х он был расконвоирован за примерное поведение, и устроился на работу лекпомом (помощником лекаря) участковой комендатуры. «Расконвоирован» – это значит, получил возможность не сидеть всё время в лагере, а свободно передвигаться также и по посёлку за его пределами. А в лагерь – только приходить отмечаться.

Написал об этом жене. Она немедленно приехала к нему с подросшими дочерями, и трудоустроилась в этой же комендатуре бухгалтером. Жила княжеская семья в землянке, устроенной на берегу речки.

Маленькая бумажка – и нет человека. Фото в свободном доступе.
Маленькая бумажка – и нет человека. Фото в свободном доступе.

Монархическо-эсеровский заговор

На пару лет от Долгорукова отстали. Но 10 июня 1937 года в городе Новосибирске (600 км от Подгорного) бывший князь «был назначен» лидером некой контрреволюционной монархическо-эсеровской организации, готовившей вооружённое восстание против советской власти.

В этот же день М.М. Долгоруков в селе Подгорном был арестован по звонку из Новосибирска, и больше уже из тюрьмы не вышел.

Следствие продвигалось быстро. Мифическая «монархическо-эсеровская организация» была успешно ликвидирована, а её «главарь», собиравшийся с оружием в руках свергнуть советскую власть – 22 сентября 1937 г. решением местной тройки УНКВД был приговорен к высшей мере наказания.

Лидия Александровна так ничего и не узнала о дальнейшей судьбе своего мужа – кроме того, что его опять забрали в тюрьму. Она продолжала жить в селе Подгорном и надеяться, что от него придёт письмо. Там 14 января 1940 года она и скончалась от туберкулёза или воспаления лёгких.

🔵 6 фактов из жизни генерала-героя Карбышева, о которых редко говорили в советское время

Михаил Долгоруков перед расстрелом. Ноябрь 1937 г. Фото в свободном доступе.
Михаил Долгоруков перед расстрелом. Ноябрь 1937 г. Фото в свободном доступе.

После смерти Сталина, Долгорукова, как и многих других- реабилитировали. Всем было понятно, что ни к какой антисоветской революционной организации он отношения не имел, а хрущёвская власть искала любые поводы, чтобы очернить Сталинский режим. Долгоруков был идеальным доказательством сталинских репрессий.

Что тут можно сказать? Страшное было время. Поговорка «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» действовала в те годы там и тут. Однако у меня остаётся только один вопрос: почему Долгоруков, понимающий все "прелести" советской власти тех лет, не покинул страну?

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube. Пишите своё мнение !

Как Вы считаете, почему Долгоруков не уехал из СССР?

Русские фашисты, которые были задолго до Гитлера- кто они?