Тактика ударных групп вермахта предусматривала перемалывание переднего края противника артиллерией с последующим введением в прорыв танков и пехоты. Далее группа, двигаясь вперед, уничтожает своими пушками и пулеметами полевые укрепления и живую силу, перекрывает коммуникации и громит тылы. Танки своей броней прикрывают пехоту. Ее задача зачистить захваченный район. Когда боеприпасы подходят к концу, группа становится в оборону и ждет подкрепления.
Осенью 1941 года начал осуществляться гитлеровский план «Тайфун» по захвату Москвы. Он предполагал обход столицы с севера и юга. На южном направлении ударной танковой группой руководил один из самых авторитетных военачальников вермахта генерал-полковник Гудериан, позванный «Быстрым Гейнцем». Это он разработал теорию глубоких танковых прорывов и воплощал их на практике.
В сентябре немцы прорвали Брянский фронт и танки Гудериана, вырвавшись вперед, захватили Орел. Однако под Тулой его теория с практикой пошла насмарку. Почему же мастер танковых атак не смог захватить этот город?
Тула готовилась к обороне. Дороги, ведущие к городу заминировали. Танкоопасные направления прикрыли рвами. Улицы перегородили баррикадами и «ежами». В самом городе, кроме полка НКВД и зенитно-артиллерийского полка, а также истребительных батальонов из не отправленных в эвакуацию рабочих и служащих, войск не было.
43 суток город был в осаде. До этого его оружейные заводы вместе с оборудованием и специалистами успели эвакуировать. Рабочие, пенсионеры и подростки продолжали в оставленных цехах производить мины и боеприпасы, восстанавливать нуждающееся в ремонте оружие.
Первый бой был дан немцам 30 октября. Их попытка взять город в лоб не увенчался успехом. Зенитные орудия, поставленные на прямую наводку, жгли танки Гудериана. Гитлеровцы подошли вплотную к городу. В доме-музее Льва Толстого в «Ясной поляне» они устроили временный штаб. Тем не менее, необстрелянные ополченцы смогли удержать позиции и дождаться прихода военных частей на помощь.
Сильные морозы и перебои со снабжением заставили Гудериана прекратить попытки овладеть Тулой. Его войска были сильно измотаны. Не хватало боеприпасов и горючего для танков. Сброшенные ему с самолетов бочки при ударе о землю взрывались. По воспоминаниям самого Гудериана, дожившего до 1954 года, он недооценил моральный дух и силы противника, и за это пришлось расплачиваться.
Подвиг туляков, отстоявших свой город, и сорвавших план «Тайфун», останется в веках.