Найти тему
Вятский Хутор

Мои воспоминания. То, что было в доме прадеда и вокруг него в прошлом

Портрет дома и деревни в начале 2000-х годов.

Здравствуйте, дорогой читатель моего небольшого канала «ВХ»! В очередной статье я хотел бы углубиться в свои воспоминания и в буквальном смысле нарисовать пейзаж деревни во времена, когда хутор ещё не был хутором, а в старинном каменном доме ещё теплилась жизнь.

Фото 2007 года.
Фото 2007 года.

Наверное, первое, что я помню из деревни, то это гуси. Большие страшные птицы с огромными крыльями и большими клювами. Громко гогочут и шипят. Я такой маленький, даже не могу сказать, сколько мне тогда было лет, спускаясь с крылечка, бегу во двор. И тут же попадаю в поле зрения этих белоснежных «злодеев». Они меня быстро окружают. А я помню, что ростом-то был как раз где-то с гуся, от чего они наверняка чувствовали своё превосходство. Стали они меня щипать или нет, не припомню. Вроде как я выбежал на улицу через приоткрытую калитку.

-2

Следующее, что сохранила моя память − это поход на родник по воду. На тот самый, что недавно я почистил. Рядом, неся коромысло и два блестящих ведра, идёт бабушка.

Три жердочки берёзовый мосток
Над тихою речушкой без названия.

Примерно к такому узенькому мостику, как в тексте знаменитой песни ВИА Верасы, мы подходим. Внизу несёт свои воды небольшая речка, а мы преодолеваем это препятствие и вскоре оказываемся у ключа. Помню и обратную дорогу − тот же мостик и подъём вверх, к дому. И травы тогда было меньше, чем сейчас.

Речка около родника.
Речка около родника.

Конечно же не забыть внутреннее убранство в доме, тот уют, который поддерживала ныне покойная бабушка. Белоснежные стены, потолок, выбеленная русская печь. Внутри её потрескивают дрова, а ходики на стене мерно отсчитывают минуты и часы. На железной кровати, свернувшись в клубок, спит кошка. Особую атмосферу маленькой комнатке придавали домотканые половики. Кстати, они сохранились и совсем скоро вновь займут своё законное место в доме.

Фото 2007 года. Уже поработали мародёры.
Фото 2007 года. Уже поработали мародёры.

А запах... Его, пожалуй, не забыть. Картошечка, приготовленная в чугунке, бабушкины пирожки, настоящий ржаной каравай... Это какое-то чудо!

Около дома. На скамейке сидит моя бабушка, последняя хозяйка дома.
Около дома. На скамейке сидит моя бабушка, последняя хозяйка дома.

Помню я и целебное тепло русской печи на лежанке. Заберёшься по низенькой лесенке туда, ляжешь отдохнуть и не замечаешь, как засыпаешь.

-6

За окном ухоженный сад, аккуратные грядки. По накатанной дороге ходят люди, изредка проезжают машины, мотоциклы. По вечерам в домах горят огни, слышны голоса людей, где-то даже играет музыка. И ведь никакого бурьяна, разросшихся деревьев. Неужели за какие-то 20-25 лет всё так поменялось?

На улице деревни. Вдали можно увидеть белую стену дома.
На улице деревни. Вдали можно увидеть белую стену дома.

Хочется верить, что и сейчас получится вновь вернуть ту жизнь, то движение. Особенно в наш век интернета и удалённых профессий. По крайней мере, окна ещё одного дома озарились теплым электрическим светом.

-8