Великая бабушка разработала для своих внуков уникальную систему обучения, радикальную и прогрессивную для своего времени. Но сегодня она актуальна и весьма современна.
Екатерина Великая ожидала рождения внука Александра с особым трепетом. Лишенная возможности воспитывать собственного сына Павла, она планировала превратить Александра в идеального государя.
Как только младенец родился, Екатерина забрала его у матери и отнесла в свои покои. То же повторилось и когда родился второй ребенок Павла и Марии Федоровна, Константин.
На следующий день в покоях великой княгини Марии Федоровны все было подготовлено для ребенка и его устроили на половине матери, так что Екатерина не отняла Александра, как принято считать.
Императрица разработала собственную систему по уходу и воспитанию детей и требовала, чтобы все строго следовали ей. Вот тут мнение молодых родителей совершенно не учитывались.
По распоряжению Екатерины II в детской комнате Александра часто открывали окна, чтобы в помещении было свежо. Не зажигали больше двух свечей, чтобы воздух оставался свежим и не портился от дыма. Императрица писала, что температура воздуха не должна опускаться ниже 14 градусов, но и не выше 18. В комнату не допускалось много людей, а с самого рождения младенца помешали в соломенную корзину, чтобы «у няньки не было соблазна укачивать его». Позже поставили кровать с балдахином и занавеской.
Екатерина II заказала куклу, на которой няньки и мамки обучались пеленанию. Императрица была против традиции крепко накрепко заворачивать ребенка, так что пеленать было приказано свободным способом, и очень недолго.
Ежедневно малыша купали в ванночке. Зимой чепчик носить дозволялось, но как только наступала весна, его сразу убирали и как можно чаще выносили ребенка на свежий воздух. Маленького Александра клали на расстеленное на траве одеяло и он несколько часов в день играл на свежем воздухе, а иногда и спал на улице.
«Он не знает и не терпит на ножках чулок и на него ничего не надевают такого, чтобы не стеснять» - писала Екатерина. Она подробно описывала в письмах своим европейским корреспондентам, как воспитывает внука.
«Когда ему минуло четыре месяца, то, чтобы его поменьше носили на руках, я дала ему ковер… здесь-то он и барахтается, то-то весело смотреть».
«Любимое платьице его – это очень коротенькая рубашечка и маленький вязаный очень широкий жилетик; когда выносят его гулять, то сверху этого надевают на него легкое полотняное или тафтяное платьице. Он не знает простуды».
Среди принципов воспитания Екатерины II были: не предлагать еду дважды, если ребенок отказался, тарелку убирали. Кормили наследника весьма просто. На столе должны быть сезонные овощи и фрукты, легкая пища. Десерт можно выбрать только один. В перерывах между обедом и ужином никаких перекусов.
Великая бабушка не потакала капризам любимых внуков: «Будет чего просить со слезами, или с упрямством, или упорно, то запрещается им давать».
Когда Александр Павлович и другие внуки стали подрастать, Екатерина разработала и систему обучения и строго следила за ее исполнением. Она утверждала план занятий и список литературы для детей. Очень радовалась успехам и огорчалась неудачам детей.
Императрица даже сама написала азбуку. Она так и называлась: «Бабушкина азбука». Большое внимание в ней было уделено изучению пословиц и народных сказаний. Более того, кормилицам и нянькам рекомендовалось как можно больше пословиц использовать в общении с воспитанниками.
Можно долго продолжать об этой удивительной системе воспитания, но я только добавлю, что уделялось в ней внимание и навыкам ручного труда. Для Александра и его братьев в Зимнем дворце были оборудованы токарный станок и столярные верстаки. Трагедией для Павла и Марии Федоровны было то, что сами они жили в Гатчине и долгое время могли самостоятельно воспитывать только дочерей.
Были в жизни маленьких великих князей и радости и забавы. Великая бабушка говорила, что хочет, чтобы они «были воспитаны, как люди».
Подписывайтесь на мой канал , чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!