В 2021 году российские власти объявили о масштабных планах строительства свыше 1,9 тыс. школ на 1,2 млн новых мест в течение ближайших пяти лет и капитального ремонта более 7,5 тыс. общеобразовательных учреждений до 2026 года. Для достижения этих целей государство рассчитывает в том числе на механизмы концессии и ГЧП.
Из нового исследования InfraOne Research можно узнать, какие игроки рынка будут участвовать в реализации этих планов? Скольких проектов и в каких регионах они могут коснуться в ближайшем будущем? Какой объем средств государство хочет направить на поддержку таких инициатив?
- Вложения в общеобразовательную инфраструктуру со стороны федерального и региональных бюджетов в 2020 году оказались рекордными для сферы и составили, по нашей оценке, почти 186 млрд руб. Они превысили на 20% показатель 2019 года и более чем втрое — 2015-го. Вероятно, по итогам 2021 года на строительство и ремонт школ будет выделено порядка 155-170 млрд руб. бюджетных вложений — вновь больше, чем до пандемии.
- Но и этих средств будет недостаточно, чтобы реализовать заявленные государством планы. Мы полагаем, что вложения должны быть как минимум на 40-50% выше. Частично разницу собираются покрыть с помощью инструментов на принципах ГЧП: так могут быть построены порядка 500 школ почти на 650 тыс. учеников.
- В мае 2021 года концессионером, с которым власти регионов и муниципалитетов могут заключать соглашения без конкурсных процедур, стала подконтрольная ВЭБ.РФ компания «ПроШкола». Она может передавать обязанности частной стороны своим дочерним структурам. Последних уже создано 30 штук и для стольки же уже одобрено финансирование со стороны госкорпорации в десяти регионах. Для заключения концессионного соглашения со структурой необходимо еще одно условие: проект должен пройти отбор на получение субсидии из федерального бюджета.
- На наш взгляд, такая схема выглядит менее эффективной, чем обычная с участием частных инвесторов, поскольку предполагает высокую долю государственных и квазигосударственных вложений в проекты. Улучшить схему и повысить долю частных инвестиций могло бы привлечение в проекты других мейджоров рынка (например, крупных банков).
- Реализация проектов по «старой» схеме — с конкурсами — тоже останется востребованной в образовательной инфраструктуре в ближайшие годы. Например, порядка 40 таких проектов — в Нижегородской области, Пермском крае, Удмуртии и Чувашии — планируют реализовать дочерние структуры Сбера. Кроме того, на рынке есть инициативы со стороны других банков, девелоперов и инфраструктурных инвесторов. В целом, из топ-100 наиболее перспективных проектов рынка 12 инициатив на 20,5 млрд руб. относятся к образовательной сфере.
- По нашей оценке, наибольшая загруженность школьной инфраструктуры характерна для густонаселенных регионов с растущим населением: Санкт-Петербурга, Москвы, Московской области и Краснодарского края. Они также обладают устойчивым платежеспособным спросом и возможностями структурирования проектов с большей, чем на остальных территориях, долей частных вложений. Однако пока крупные участники рынка сосредоточились на других пилотных регионах.
Читайте полную версию обзора, а также другие аналитические материалы на сайте infraoneresearch.ru. Там же опубликован ноябрьский обзор «Инвестиции в инфраструктуру. Строительство 2021».
О том, как развита инфраструктура в российских регионах, можно узнать из аналитического обзора InfraOne Research «Инфраструктура России: индекс развития 2021» и специального проекта «Индекс развития инфраструктуры России 2021».