Вся СХЕМА уголовного дела - размещена здесь
Перечислим наиболее частые судебные ошибки в приговорах по статье 264 УК: вкратце о каждой из них. Детальные вопросы (выделены шрифтом) разобраны в книге:
Методика проверки приговора по делам о ДТП
ДОРОЖНАЯ ОБСТАНОВКА
Часто ДТП происходит не только исключительно по вине водителя, но и в силу того, что дорожная обстановка способствовала тому, чтобы водитель «дал маху». Обратите внимание на п.14 Постановления Пленума ВС «По делам о ДТП», в нем дано прямое указание для судов учитывать это обстоятельство.
Детальные вопросы:
· Представление следователя об устранении нарушений (ч.2 158 УПК) может подтвердить обстановку
· Вопрос эксперту о наличии недостатков в состоянии дороги (п.4 ч.1 198 УПК)
· Приобщение информации о регулярных ДТП на данном участке дороги
ЛИШНИЙ ПУНКТ ПДД
Довольно часто обвинение строится далеко не на одном конкретном пункте ПДД, который нарушил обвиняемый; какие-то пункты ПДД «притягивают за уши» - а ведь это необоснованное увеличение объема обвинения. (А если объем обвинения завышен и часть его "висит в воздухе", то это значит, что - при обжаловании часть обвинения можно исключить, и смягчить приговор).
Детальные вопросы:
· Общий пункт ПДД - включение в приговор пункта, не имеющего прямого отношения к случившемуся ДТП
· Множество пунктов ПДД в приговоре - включая не доказанные «за компанию» с другими пунктами
· Обочины и тротуары - необоснованное включение в обвинение п.9.9 ПДД
· «Резиновый» (то есть растяжимый и применяемый чуть ли не в любой непонятной ситуации) пункт (п.10.1 ПДД)
ТЕХНИЧЕСКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ избежать ДТП
Согласно п.6 и п.7 Постановления Пленума ВС «По делам о ДТП» основной момент – это наличие технической возможности избежать ДТП. Не было технической возможности, значит нет и преступления. В материалах дела должно быть заключение экспертизы, отвечающее на вопрос – а была ли у обвиняемого водителя техническая возможность избежать ДТП (мог ли он видеть опасность, имел ли физическую возможность остановиться или уклониться и пр.). Детальные вопросы:
· Момент возникновения опасности - от него зависит техническая возможность избежать ДТП
· Материалы, переданные эксперту - правильность установления момента возникновения опасности
· Хитрости с результатами замеров - использование только данных, неблагоприятных для обвиняемого
НАРУШЕНИЕ ПДД потерпевшим
С помощью этой ошибки можно смягчить наказание и даже полностью отменить приговор. Далеко не всегда очевидно - кто именно виноват в ДТП. Зачастую виноват не только тот, кого суд признает виновным, но и у потерпевшего есть доля вины в произошедшем. И эта доля вины потерпевшего может снизить ответственность обвиняемого или полностью её убрать (п.10 Постановления Пленума ВС «По делам о ДТП»).
Детальные вопросы:
· Неучёт смягчающего обстоятельства, причинно-следственная связь между нарушением потерпевшим ПДД и наступившими последствиями
- Могут ли не пристегнутые ремни безопасности быть смягчающим обстоятельством и в каких случаях?
- Когда нарушения потерпевшего будут не просто «смягчающим», но и полностью исключают виновность того, на кого изначально "перевели все стрелки"?
НАКАЗАНИЕ по статье 264 УК
Есть общие принципы назначения наказания, которые учитываются по любым статьям Уголовного кодекса (посмотреть их можно в ч.3 60 УК). А есть и специфические обстоятельства, которые учитываются только по уголовным делам о ДТП.
Детальные вопросы:
- Лишние обстоятельства - учет для наказания таких обстоятельств, которые учитывать нельзя
- Мнение потерпевшего - учет мнения потерпевшего, частая ошибка в приговорах
- Двойной учет тяжких последствий преступления по делам о ДТП (п."б" ч.1 63 УК)
- Двойной учет опьянения: как квалифицирующий признак + как отягчающее обстоятельство
Материалы для юристов:
КНИГА
· Для желающих разобраться на профессиональном уровне, книга здесь: Методика по 264 УК - инструкция по поиску ошибок в уголовном деле
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВС
· Ключевое для данной темы Постановление Пленума Верховного суда РФ от 9 декабря 2008 года N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением ПДД...». Обратите внимание на Оглавление к данному Пленуму (наше, в самом первоисточнике его нет). Оно существенно облегчает поиск и вообще - понимание содержания.