Найти в Дзене
История транспорта

ЗиУ-5, первые шаги

Завод имени Урицкого учел все замечания и претензии по конструкции пассажирского троллейбуса ТБУ-1 и произвел коренной пересмотр проекта. Был создан эскизно-технический проект троллейбуса, унифицированного с автобусом, а 17 мая 1958 года утвержден состав по рассмотрению этого проекта.*

*[ЦГАМ, ф.Р-404, оп.1, д.№372]

Новым машинам были присвоены обозначения, соответственно, троллейбусу — ЗиУ-5, автобусу — ЗиУ-6.

Первый троллейбус ЗиУ-5 на заводе имени Урицкого, февраль 1959 года. Фото Е. Соколова, источник goskatalog.ru.
Первый троллейбус ЗиУ-5 на заводе имени Урицкого, февраль 1959 года. Фото Е. Соколова, источник goskatalog.ru.

Согласно приказа начальника УПТМ №84 от 1 апреля 1959 года, первый троллейбус ЗиУ-5 был получен с завода имени Урицкого 10 марта 1959 года, а с 1 апреля зачислен на баланс Второго троллейбусного парка Москвы под инвентарным номером 601. И почти сразу начались его испытания.

Испытания электротехнической части проводились с 15 апреля по 10 мая 1959 года. Дорожные испытания проведены с апреля по июнь 1959 года в лаборатории подвижного состава Академии коммунального хозяйства имени К.Д. Памфилова. Испытания систем вентиляции и отопления проводились научно-исследовательским бюро вагоностроения при Госплане СССР с 14 по 17 декабря 1959 года на маршрутах Второго троллейбусного парка.*

*[ЦГАМ, ф.Р-404, оп.1, дд. №№610, 611, 612]

ЗиУ-5 №601 среди других троллейбусов на ВДНХ, лето 1959 года. Фото: Пресс-служба Мосгортранса.
ЗиУ-5 №601 среди других троллейбусов на ВДНХ, лето 1959 года. Фото: Пресс-служба Мосгортранса.

Испытания подтвердили в целом надежность и комфортабельность ЗиУ-5. По окончании испытаний первый троллейбус был перенумерован из №601 в №2301. Перенумерация была связана с тем, что номерной ряд из разряда 600-800 был ранее отдан троллейбусам производства завода СВАРЗ. 26 апреля 1960 года №2301 был введен в постоянную пассажирскую эксплуатацию на маршруте №29.

ЗиУ-5 на маршруте №29 в один из первых дней пассажирской эксплуатации на маршруте №29. Москва, площадь Революции, конец апреля 1960 года. Слайд из учебного комплекта по физике «Электротранспорт», источник указан на фото.
ЗиУ-5 на маршруте №29 в один из первых дней пассажирской эксплуатации на маршруте №29. Москва, площадь Революции, конец апреля 1960 года. Слайд из учебного комплекта по физике «Электротранспорт», источник указан на фото.

А летом 1960 года Москва получила с завода имени Урицкого ещё шесть новых ЗиУ-5, получивших инвентарные номера 2302-2307, которые были пущены в пассажирскую эксплуатацию 5 июля 1960 года. По состоянию на 31 декабря 1960 года в Москве было уже 20 троллейбусов ЗиУ-5. В 1961 году Москва получила 43 новых троллейбуса №№2321-2359, в 1962 году — 50 штук №№2360-2409. Все эти троллейбусы поступали для эксплуатации во Второй троллейбусный парк столицы и работали сначала на маршрутах №№5 и 29, а потом и на всех остальных маршрутах парка.

ЗиУ-5 №2376 1962 года поставки в очень красивой бирюзовой окраске на маршруте №5. Москва, улица Красная Пресня, 1962 г. Автор фото А.В. Ермолаев.
ЗиУ-5 №2376 1962 года поставки в очень красивой бирюзовой окраске на маршруте №5. Москва, улица Красная Пресня, 1962 г. Автор фото А.В. Ермолаев.

Продолжение следует.