Сейчас автомобили BMW – это вполне понятный социальный статус, который можно проиллюстрировать всего одной шуткой:
Если почувствуешь себя бесполезным, просто вспомни, что чья-то работа – это установка поворотников на автомобили BMW.
Но в 1955 году наш мир стоял на грани исчезновения этого автопроизводителя. И что бы мы тогда сейчас делали, над кем шутили на дорогах, кого бы ненавидели, тайно завидуя? К счастью, BMW не только выжил, но и стал одним из самых известных и популярных брендов в мире. А спас его вот этот "пузырь на колёсиках" – малышка BMW Isetta 300.
Откуда она такая взялась
У Изетты итальянские корни. В начале 1950-х годов итальянский производитель автомобилей и мотоциклов Iso решил попробовать скрестить авто и мото. Собственно, и само название, Isetta, переводится с итальянского как "Маленький Iso".
Но в Италии дела у Изетты не заладились: она не выдержала конкуренцию "полноценному" автомобилю от FIAT. Поэтому в Iso были рады продать права на производство машинки компании BMW, стоявшей на гране банкротства.
В БМВ понимали, что послевоенной Европе будут нужны автомобили, доступные обнищавшему населению. А тут ещё и грянул Суэцкий кризис, резко поднявший цены на бензин. И Isetta со своим расходом 3,5 литра на 100 км быстро стала популярной. С 1955 по 1964 год было продано 160 000 этих автомобилей.
Почему Изетта стала популярна
Кроме доступной цены и низкого расхода топлива, Изетты от БМВ отличались превосходной надёжностью. Ну и правда – а чему там ломаться? Компания доработала итальянскую модель, поставив в ней свой двигатель и коробку передач от мотоцикла.
Мотоциклетная коробка была без задней передачи, но при необходимости, машину можно было просто оттащить назад руками или руками же развернуть на месте.
Ещё одна причина популярности заключалась в том, что в первые годы на неё не требовались автомобильные права. Изетта считалась мотоколяской, и управлять ей можно было по мотоправам.
Возможно также, что на популярность машины повлияло и вот это фото. На нём "король рок-н-рола" стоит в Изетте вместе со своим менеджером Томом "полковником" Паркером. Это был подарок от Элвиса – BMW Isetta 300 ярко-красного цвета.
Трёхколёсная Изетта
Первые Изетты были четырёхколёсными, но из-за узкой задней оси они казались трёхколёсными. Когда автомобиль стал производиться в Великобритании, то от четвёртого колеса решили отказаться: у британских Изетт сзади только одно колёсико.
Именно такая трёхколесная Изетта и стоит в бакинском Центре Гейдара Алиева на выставке ретро-автомобилей. К ней прилагается табличка с пояснительным текстом на английском, и из этого текста я запомнил только один забавный факт: что делать при ДТП, если заклинило дверь.
Что делать при лобовом столкновении
У Изетты всего 1 дверь, и она находится спереди. Даже при слабом фронтальном столкновении эта дверь может заблокироваться. Чтобы покинуть автомобиль в этой ситуации, надо ножом разрезать тканевую крышу и вылезти из машины через верх. Примерно как Элвис с Полковником Паркером на фото выше.
Теперь я каждый день вспоминаю Изетту
Когда в следующий раз вас огорчит манера вождения владельца БМВ, и вы почувствуете, как внутри начинает клокотать праведный гнев, просто вспомните, что своему присутствию на дороге этот товарищ обязан крохотной Изетте. Лично я, как её вспомню, так сразу начинаю улыбаться. А где есть улыбка, там нет места для гнева!
Хотите увидеть, что ещё есть на выставке ретро-автомобилей? Тогда вам сюда: