Конец января. Мы с Эдиком стоим на базе «Гидромета». Мы, это Эдик на МАЗ-54229, он его ещё называл «недоделанный Супер». И я, Гриша на КамАЗ-53213.
Новость! В этот раз мне дали простой КамАЗовский прицеп, ГКБ-8350. Мой трёхосный «якорь» на ремонт поставили. Походу это было единственной радостью. Но всё по порядку.
Первым загрузили МАЗ Эдика, ему в трёхосный полуприцеп закинули 12-ти метровую ёмкость под топливо.
Мне ящики разных размеров грузят, глянул в ТТНки, отлично: что в прицепе, что в машине почти одинаковый вес, по шесть тонн примерно.
Гоше в Урал-377 и в прицеп тоже ящики достались.
Последнюю грузили ИФУ. Познакомились с водителем, звать его Александр, старше нас всех по возрасту, лет пятьдесят ему точно есть. В глаза сразу бросились наколки на кистях рук. Судя по всему, их владелец побывал в местах, не столь уж отдалённых. Всякое в жизни бывает, главное, чтобы человек нормальный был, а кто он по жизни (как говорят в некоторых кругах) мы только в рейсе узнаем. Кстати IFA-L60 его собственный грузовик.
Эдик ёмкость закрепляет, что-то недовольно ворча себе под нос, так оно и понятно, на одноногом МАЗе с трёхосным полуприцепом, да по зимнику! Тут не только заворчишь. То ли мне настроение Эдика передалось, то ли просто хандра, но ехать в этот рейс не хотелось, одно успокаивало, это хорошая зарплата и вовремя.
С «Гидромета» вышли вчетвером. Перед Чусовым оборвало шляпку болта на головке третьего цилиндра. Этого добра у меня хватает в ящике. Заменил болт. Только проехал Чусовой, из-под этой же головки тосол погнало.
-Эдька я в автобазу, не ждите меня, я догоню. –прокричал я в рацию.
-Что опять головка?
-Да.
-Понял, догоняй.
В автобазовском боксе, не успел я кабину поднять Фанис, он же Фёдор, тут как тут:
-Чё такое?
-Да вот сначала болт на головке оборвало, потом тосол полетел.
-Время походу пришло, надо все прокладки менять.
-Так вот времени и нет у меня, мне мужиков надо догонять.
-Давай я тебе помогу, всё равно в боксе я уже третий день в основном гайки пинаю.
-Добро, выручишь.
Тут директор уже к нам поспешает.
-Гриша что случилось?!
-Прокладка ГБЦ, менять надо.
-Меняй. Фанис помоги ему.
-Я уже помогаю, а можно я с Гришей в рейс пойду? Помощником, у меня всё равно срочной работы нет, а так лишняя пара рук на зимнике пригодится… если что.
-Езжай. –как-то легко согласился директор.
-Гриня у меня в кондеечке, столько всяких нужных железок есть, я сейчас их принесу.
-Тащи.
-А потом ко мне домой заедем, тут недалеко. Я свою предупрежу, и вещи возьму.
-Хорошо.
Фёдор радуется как пацан возможности в рейс сходить. Слесарит он из-за того, что «лишенец», то есть с похмелья гаишникам попался. Мужик в годах, но баранку очень любит, а тут как раз такой случай подвернулся. Запчастей он в кузов натаскал, на три рейса хватит. А ещё что-то завёрнутое в мешок припёр и на спальник закинул.
-Это что за железяка? Зачем на спальник бросил? Мог бы ко всем запчастям закинуть.
-Это очень нужный инструмент, пусть пока там полежит, после приберу. – с хитринкой во взгляде ответил он.
Заменили прокладки, тосол долили и ходу, мужиков догонять. Нагоняем наш маленький конвой. Вроде бы и быстро всё мы с Фёдором сделали, а почти 12 часов нас мужики прождали. Отметились и зашли на Лозьву . Идём потихоньку на 2Н.
-Гриня дай за руль сяду, тут ментов и в помине нет.
-Ну тряхни стариной)).
-Вот спасибо!
Идём вторыми за Гошей на «Урале». Мороз стал придавливать, на градуснике уже -38. Стёкла по краям узорами стали покрываться. С «родным» прицепом намного веселее КамАЗ идёт.
В Хорпие остановились, машины проверить, «переkyрить» да размяться слегка. Теперь во главе конвоя ИФА встала, за ней Гоша, мы с Фёдором, замыкающим Эдик на МАЗе идёт. Сумерки наступили, а за ними и ночь, мороз уже за -40. Поздно ночью дотянули до Суеват Пауля, там и заночевали.
Утром снежком умываемся, перед завтраком, бодрит аж в ддрожь бросает)).
-Гриня, а ты ночью не слышал, как собаки выли?
-Нет, я спал как убитый.
-Я тоже что-то слышал, может волки? –предположил Саня.
-Ну что им тут возле человеческого жилища делать, побоятся. –сказал Эдька.
А чуть позже местные рассказали, что ночью волки утащили собаку, вместе с цепью прямо со двора дома. Завтрак у нас чуть ли не аристократический: крепкий кофе, с хлебом, маслом и шоколадом. И опять дорога. Днём прошли Няксимволь. Фёдор опять за руль попросился, я уступил.
Совсем немного не дотянули до Хулимсунта. «Урал» встал.
-Походу коробке кранты! Только вторая передача осталась. –объявил Гоша.
Собрались на совет.
-Ну тут два варианта: либо идти до Хулимсунта и там разбирать её, либо всё-таки тянуть на Ясный, разгружаться и потом уже решать, что делать. –озвучил своё мнение Фёдор. –Я бы первый вариант выбрал.
-Согласен, мало ли что, а если не дотяну? А там зимник "повеселее" будет, да и мороз покрепче, надо снимать коробку.
Всю ночь ползли до Хулимсунта. Утром сразу же поехали в тот гараж где мы с Эдиком прокладку на его «Мазае» меняли. Нашли знакомого механика, и он без лишних расспросов пустил Гошу в бокс.
Пока мы ждали обещанную дешёвую солярку, невдалеке от гаража, Гоша разобрал пол в кабине, и снял крышку коробки. С Фёдором они нашли причину: развалился какой-то подшипник. Фёдор порылся в ящике со своими запчастями, нашёл такой, не новый но в хорошем состоянии, отдали его Гоше.
-Вы меня мужики не ждите, чё соляру понапрасну жечь. Я если всё нормально, то догоню вас.
-Добро, догоняй.
За флагмана теперь немногословный Сашка на ИФЕ. Полный привод он и есть полный привод. Немка слегка поддымливает, но идёт уверенно, мы за ней.
Перед Верхненильдиной в лед вмерз КамАЗ с полуприцепом, в кузове деревянные ящики. Объехали и остановились немного подалее от него. От КамАЗа как чёрные змеи трещины расползлись. Следов ни видать машина снегом припорошена, и никого нет. А мороз ещё поджимает уже -44. Шагнули дальше, скоро петля.
ИФА остановилась.
-Саня что встал? –крикнул я в рацию.
-Передо мной «Форвардер» с цистерной провалился. Пошли посмотрим, что там.
Задняя часть подо льдом. Рядом палатка следы везде. Заходим в палатку, в ней два манси сидят улыбаются. Мясо едят и походу cпиpт с кружек прихлёбывают.
-Чё у вас?
-Неделю назад, когда оттепель была, провалились мы маленько.
-Гружённые?
-Да, бензин своим в общину везём.
-Помощь нужна?
-Нет, только вот из еды мяса маленько осталось и спиpтa чуток.
Дали им хлеба и несколько банок тушёнки. Эти не пропадут, спирт закончится и выберутся. Пользуясь остановкой проверили машины, долили масло. Всё нормально, вот это и настораживает. Ночью дошли до петли. Стоят два знакомых грузовика Татра и Магирус, в прошлом сезоне встречались на зимнике. На Татре головку меняют.
-Помочь парни?
-Спасибо, нет, мы уже заканчиваем. Что тут помогать, нас и так четверо.
-Как дорога?
-Более-менее, есть перемёты в двух местах, на цепях пробьётесь.
-Удачи тогда.
-И вам, а особенно тебе парень, на «одноногом» она тебе очень понадобится. -это они Эдика так подбодрили.
Эх жалко, что Магирус, а особенно Татра уже обратно порожняком идут. С такими грузовиками в колонне намного спокойнее на зимнике. Катим дальше.
-Парни я встал, ремень ка компрессоре порвался. –крикнул Эдик.
Остановились и к нему, за считанные минуты поменяли. На ИФЕ Сашка заметил, что внутренне колесо пустое. Также скопом поменяли и колесо. И опять в путь. На сон клонит и при том всех. В рации перекрикиваемся, контролируем друг друга, мне проще, со мной же Фёдор.
Пять утра на часах, на градуснике -49. Лобовое стекло всё сильнее затягивает. Переключил заслонки на печке на стекло. Уже больше суток идём почти что без остановок, устали зверски. А днём останавливаться и спать смысла нет. Вечером из последних сил дотянули до Саранпауля. На скорую руку перекусили и спать. Сон моментально просто оглушил.
Показалось что вот только уснул, а тут стук в дверь. Какого…?! Кому это не спиться?! Я приоткрыл дверь…
Продолжение следует...
.Рассказ написан по воспоминаниям Григория Гусарова автором канала "О технике и не только"
Спасибо огромное всем за внимание! Не забывайте пожалуйста ставить "лайки", помогите продвинуть канал.
Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков , берегите себя и своих близких ! Ещё раз спасибо !
Добровольная благодарность автору за его труд:
Рассказ художественный, но основан на вполне реальных событиях.