Найти в Дзене
Путь к свободе

Про социальные гарантии, которых на самом деле нет

Оглавление

Контент про мою подработку курьером Яндекс Еды читатели оценили бурно. Посты набирают по 300-500 комментариев. С несчастными курьерами сравнивают всех, от совета директоров ГазПрома, до уборщиц в Германии. Сравнивают, конечно, не в пользу курьеров: куда ни плюнь, попадешь в высокооплачиваемого специалиста, в комфортном офисе с кофемашиной, дружным коллективом, начальником-душкой, который с утра целует в щечку и дарит подарки по воскресениям, и, конечно, социальными гарантиями - на страже стабильности и благополучия.

И потом, меня еще спрашивают: как же так, Максим? Почему ты не хочешь работать на такой работе?

Друзья, если бы мне в жизни попалась такая работа, вы бы обо мне не узнали! Никогда бы я не начал писать на Дзен - посвящал бы себя только ей. Да что уж там, домой бы не приходил!

Проблема в том, что к этому фэнтезийному миру подкрадывается с кривой ухмылкой реальная жизнь. За спиной она поигрывает кисточкой и аккуратно придерживает баночку с надписью "пятнонаводитель для розовых пони".

Эти фото - семейная общага на окраине города. Зрелище весьма жалкое. Особо впечатлительных пробрало бы до слез. Непередаваемый запах кошачьего туалета пропитывает стены - максимально обшарпанные и грязные, общая кухня, с проржавевшими трубами, межкомнатных дверей нет. Идешь и заглядываешь в чужую жизнь. Коты повсюду - несчастные, уличные, жмутся к друг другу, спят на ковриках, тенью проскальзывают под ногами. В мисках по всему коридору испорченная еда.

За этими стенами люди - реальные, с руками, ногами и головой, вполне еще молодые, в их глазах не потухла жизнь и запах алкоголя еще не застыл в воздухе. Определенно добрые люди, хорошие. Ведь даже этих несчастных котов они приютили, хотя сами живут ничуть не лучше.

Я несу этим людям еду. Гамбургеры из Мака - по 150 рублей за штуку и еще 100 рублей доставка. Сначала этим, а потом забираю новые бургеры и везу их другим - уже на работу: в парикмахерские, магазины, автосервисы, бухгалтерии. Для этих людей дешевый фаст фуд - неотъемлемая часть их существования.

-2

Эти люди могут уходить в своих фантазиях в придуманный мир радужных единорогов, ощущать себя эдакими господами, ради прихоти которых не может обрести покой несчастный курьер, но завтра в 7 утра они снова просыпаются на работу, швыряют об стенку ненавистный будильник и, проезжая по утренним пробкам полтора часа, погружаются в самый настоящий ад, начинающийся ровно в 9 с планерки у директора. Пока они
только добрались на работу, тот самый курьер просто вышел из дома и уже отработал половину смены, а через три часа окажется дома в тепле. Они же - только уйдут на обеденный перерыв заказывать дешманские бургеры на весь офис, потому, что доставка в этом случае обойдется бесплатно. Зато у них будет уникальная возможность - 20 минут почувствовать себя самыми настоящими господами.

Вы скажете, что в мире ведь полно прекрасных работ? Полно, друзья! И я абсолютно уверен в том, что у вас именно такая: родная, любимая, за которую вы, подобно стадам бессмертных пони, готовы каждый день приносить себя в жертву.

Проблемы начинаются тогда, когда человек вдруг осознает, что это не так. Давайте с вами условимся, что бы вы не ругались на автора, что это - не 90% страны, а некие отщепенцы, редкие люди сомнительной наружности, которые плохо учились в школе, не слушались маму и дергали девочек за косички, поэтому получили такой вот закономерный результат - плохую работу, где не дают денЯк, но с завидной регулярностью прописывают морально-экономических звездюлей.

Большинство людей держится за такую работу по единственной причине - социальные гарантии. И когда я им говорю, что быть тем же курьером лучше, чем иметь плохую работу (которых, как мы условились, почти нет в природе), они с завидным постоянством отвечают:

- Автор, ну, какие у курьера социальные гарантии? Где стабильность? Что, если он заболеет? Помрет? Кто оплатит ему отпуск на Бали? Кто отпустит его на пенсию?

Вот поэтому, мол, мы за свою работу и держимся, какой бы плохой она ни была.

В результате такие люди попадают в жестокую психологическую ловушку. Подсаживаются на иглу социальных гарантий.

Я сейчас не хочу сказать, что наличие социальных гарантий - это плохо. Хотя, пожалуй, нет, друзья... Я все таки это скажу. Наличие социальных гарантий в современной России наносит работникам больше вреда, чем пользы, потому, что заковывает в ловушку их сознание. Они начинают верить и цепляться за весьма иллюзорные ниточки, и, когда земля действительно уйдет из под ног, эти ниточки лопнут столь легко, что их даже не успеешь заметить.

-3

Как вам такое объявление?

Никакой курьер там и рядом не стоял! Читаешь, и руки от радости трясутся: наконец-то! Наконец-то я нашел ее - работу мечты!

Как вы уже догадались, это - вакансия почтальона.

Я выбрал ее для своего примера не случайно: во-первых, пока я занимался текстами в интернете, я проверил обе этих подработки на своем горбу, поэтому буду невероятно объективен. Во-вторых, обязанности у них схожи: и там и там человеку нужно ходить из точки А в точку Б и что-то доставлять.

Разница лишь в том, что у одного из них есть социальные гарантии, а у другого - нет. Поэтому в равной весовой категории вы увидите, что эти самые социальные гарантии из себя представляют.

Сколько стоят социальные гарантии?

Но сначала давайте разберемся с доходом: почтальон за МКАДОМ получает ни много, ни мало 18 500 р. до вычета НДФЛ, а в реальности 14 000 на руки. Раз в году звезды сходятся и прилетает еще 10% премии, но гораздо чаще приходится покупать газетки, страховки и продукцию, которую ты не можешь впарить старушкам, за свой счет.

Итого: в реальности мы имеем тысяч 13 на руки.

Работать приходится в среднем 6 дней в неделю по 6 часов. Возможно, у какого-то абстрактного почтальона участок был легче и приятнее, но у меня, простите, было так. 6 часов - не меньше. А то еще дома поперебирай, посиди.

Теперь возьмем расчет от Яндекс Еды для пешего курьера за то же самое время.

-4

Объективно отработав две недели, скажу, что получал я за 6 часов зачастую больше, чем указанные здесь 850 р. Бывало, что и 1500 р. прилетало. И это у меня еще велосипеда не было! )) Т.е. в среднем доход курьера будет немного выше заявленного, но учитывая, что работа тяжелее и наш курьер захочет больше отдыхать - пусть будет 21 тысяча.

Даже в этом минимальном случае он выигрывает 7000 р. - половину реальной зарплаты почтальона, как плату за социальные гарантии.

В нашем примере вышло так, что соц.гарантии стоят половину зарплаты.

Что ж, поехали разбирать отличия:

1. Пенсия

Самая мощная гарантия. Надежная, как автомат Калашникова. Именно на нее ссылаются в первую очередь.

Итак, какая пенсия будет у почтальона?

Засовываем его официальную зарплату до вычета НДФЛ в пенсионный калькулятор.

-5

Через 30 лет мы получили мега-мощную пенсию в 10 538 р.

Сколько будет получать наш курьер по старости?

-6

Значительно меньше - 5 600 р., если не навернется с велосипеда. Если все таки навернется - почтальона он на пенсии по доходу обгонит точно. Но случай мы берем идеализированный - когда все здоровы и живы. Так вот, разница в пенсии в этом случае меньше, чем 5000 р.

Средняя продолжительность жизни мужчин в России - 73 года. Пенсионный возраст - 65 лет. То есть, если ребята сидели на мамкиной шее, ничего не умели в жизни и работать начали в 35 на таких вот побегушках - то один будет в течение 30 лет получать на 7 тысяч больше, а другой - оставшиеся в конце жизни 8 лет, будет получать больше всего на 5 тысяч. Сильно?

А что, если все 30 лет курьер будет жить также скромно, как и почтальон, но свои лишние 7 тысяч рублей инвестировать в голубые фишки Российских акций, которые в среднем платят 10% годовых?

-7

Причем, когда деньги обесценятся, компании 100% увеличат доход и дивиденды, а вот, проиндексируют ли депутаты пенсии на реальную инфляцию - вопрос весьма щекотливый.

По самым грубым (разумеется, все это приблизительно) расчетам, не буду вас утомлять и скажу результат: доход инвестирующего курьера будет больше страховой пенсии почтальона в полтора раза, хотя деньги в собственную старость они вложили одинаковые и на работе делали плюс-минус одно и тоже.

Как вам такая математика социальных гарантий?

2. Отпуск

У нашего курьера, отпуска, конечно же нет. Хотя, если он будет работать на праздниках и официальных выходных, когда заказов будет определенно больше, то вполне сможет заработать лишнюю копейку и устроить себе отпуск в любое время.

Почтальон получает 2 недели оплачиваемого отпуска в непонятное время года, зависящее от желания работодателя, да еще с небольшим условием. Барабанная дробь... Приготовьтесь друзья: его один черт будут просить поработать! Ну, хотя бы газетки разнести! И, один черт, его работу никто не будет делать - она будет просто копиться.

А значит, когда этот человек выйдет из оплачиваемого отпуска, его будет ждать завал корреспонденции примерно до потолка и две недели напряженной работы до позднего вечера.

И стоило ли в такой отпуск выходить?

3. Больничный

А здесь начинается самое интересное.

Курьер может оформить страховку по скидке всего за 400 р. в месяц. И, в случае болезни, будет получать 500 р. в день - примерная зарплата почтальона.

Почтальону, чтобы получить официальный больничный, нужно... тадаааам...

-8

Отработать 8 лет.

Круто? На мой взгляд, нет.

Только после этого он будет получать свои заветные 500 р.

Если же на работу он недавно пришел - вот вам фиг с маслом, господа. Получите, распишитесь.

Вот мы и получили, что единственное предназначение социальных гарантий - это удержание вас на работе, которая представляет собой откровенное собачье удобрение. Все эти гарантии за ваш счет. Все они ничего не дают, все они включены в издержки работодателя и высчитаны с вашей зарплаты еще до того, как эту самую зарплату в зародыше придумали.

Я уже молчу про меньшие гарантии, типа "стабильная развивающаяся компания" и "карьерный рост" - это еще пошлее, чем "молодой дружный коллектив".

Вы конечно, скажите, что чего это, мол, я выбрал для сравнения такую плохую работу? А давайте сравним курьера с программистом?

Нет, друзья, сравнивать разумно профессии с равноценным вложением времени и денег в обучение: работника официального автосервиса и мастера в гараже, пусть даже работающего на дядю, журналиста в штате и блогера, водителя на окладе и таксиста. Проблема в том, что мы получим плюс-минус тот же самый результат. Социальные гарантии как бы есть, но там, где они есть, зарплата на 30-40% ниже, а толку от них, как от козла молока.

Сознание само запирает себя в ловушку, подсаживается на эту иглу. Выключает ответственность. А что, если я заболею? А что, если я не накоплю к старости? Так хоть кто-то позаботится.

Но главная проблема социальных гарантий в том, что в реальности чаще всего никто о вас не позаботится, увы.

Но это, конечно, друзья, рассуждения абстрактные - они не про вас. Я ни капли не сомневаюсь, что эту тему господа читают лишь развлечения ради, и что именно у вас, как пить дать, самая лучшая работа в мире! )))