Найти в Дзене
OMG Kazakhstan

Лувр в пустыне

«Лувр в пустыне» – так называют музей искусств в Нукусе туристы-иностранцы. Бродить по залам и любоваться уникальной коллекцией авангардного искусства Узбекистана, картин азиатского и русского модернизма 20-30-х годов ХХ века – сплошное удовольствие. Только для этого стоить приехать в Нукус, что многие и делают.

«Азиатский Третьяков»

Художник Игорь Савицкий приехал в Каракалпакию из Москвы в 1950 году в составе Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. И остался в Нукусе навсегда, занявшись коллекционированием, собирая произведения искусства периода авангарда и поставангарда. Сегодня собрание авангардной живописи и графики в Нукусе считается вторым в мире по объему и значимости после собрания Государственного русского музея.

-2

Игорь Савицкий всю жизнь занимался изучением авангардного искусства и пополнением музейного фонда, некоторые работы буквально спасая от уничтожения.

Типологически коллекция Игоря Савицкого сгруппирована так:

· народное искусство и археологические древности Каракалпакстана;

· искусство Узбекистана и Средней Азии 1920-1960 годов, советское искусство 1920-1960 годов;

· новое каракалпакское искусство 1950-1980 годов.

-3

Коллекция советского искусства строилась на работах художников, «оттесненных» исполинскими фигурами Казимира Малевича, Василия Кандинского, Павла Филонова и других гигантов авангардных течений, чьих работ нет в Нукусе. Речь о художниках незаслуженно забытых, недооцененных, нередко сгинувших в годы сталинских репрессий. И каждая история захватывает своим удивительным сюжетом.

Портрет от Порет

В одном из залов музея представлены работы Алисы Порет. Эта удивительная женщина была великолепным иллюстратором, а современники запомнили ее как возлюбленную и музу Даниила Хармса.

-4
-5
-6

Алиса родилась в семье врача французского происхождения Ивана Порет и шведки-домохозяйки Цецилии Линдстрем. Девушка получила блестящее образование и могла бы стать отличным финансистом, но неожиданно ушла в Государственные свободные художественные мастерские, в класс к Петрову-Водкину. Началась жизнь, полная сказок, приключений и волшебных героев, воплощенных на бумаге. Среди ее работ – уникальные изображения Винни-Пуха и его друзей в первом издании книги Милна в переводе Самуила Маршака. Да-да, тот самый Винни из советских мультиков! И все книги Даниила Хармса для издательства «Малыш» иллюстрировала Алиса.

В ее московской квартире собиралась столичная богема, здесь музицировали Марина Юдина и Дмитрий Шостакович, читали свои произведения Веденский и Олейников. А сама художница создавала циклы небольших картин с забавными рассказами-пояснениями. В это время в гостях у художницы бывал и Даниил Хармс. Тогда писатель и влюбился в удивительную женщину и пронес нежность к ней всю жизнь. Говорят, что именно после встреч в Алисой Хармс писал лучшие свои произведения.

В своих воспоминаниях Алиса Порет говорила: «Я очень подружилась с Даниилом Ивановичем, о нас говорили: Макс нашел своего Морица. Сейчас понимаю, как мне это помогло и пригодилось, когда я стала делать рисунки для детских книжек. Брехт сказал: «Чтобы насмешить других, надо хорошенько повеселиться самому». Это мы и делали. Я помню, как мы смеялись до слез, делая рисунки к стихам Хармса».

Хармс сделал Алисе предложение, но Порет выбрала художника Петра Снопкова. Будучи замужем, Алиса перевела отношения с Хармсом в дружеские и продолжила совместную работу.

Картины Алисы Порет есть в Государственном русском музее, Государственном литературном музее Москвы, частных российских и европейских коллекциях. Есть и в Нукусе. Как полотна знаменитого иллюстратора оказались в коллекции Игоря Савицкого, неизвестно. Но присмотритесь! Чудесные портреты с несколько графичной, но очень выразительной подачей: «Мужчина в синем» и «Женщина в розовом», картина «Девка-Чернавка», удивляющая пронзительным взглядом, и очень философское полотно о «масках» – двуличии и цинизме в одной отдельно взятой семье.

Эти глаза напротив

Символом музея стала одна из самых выдающихся картин мирового наследия «Бык» художника Василия Лысенко. Пугающие глубокие черные глаза быка выглядят зловеще и бездонно. Игорь Савицкий нашел эту картину в заброшенном доме на чердаке, где она вроде как закрывала дыру в крыше. Находка такого сокровища может показаться фантастикой, но надо понимать масштабы деятельности Савицкого, который собрал в музее почти 80 тысяч работ. Он покупал все, что мог найти, независимо от того, считали работы ценными другие кураторы или нет.

-7

Сразу после открытия музея картина «Бык» стала главным символом новой галереи. И вот загадка: второе название этой работы – «Фашизм наступает». В глазах быка «видели» срезы стволов огнестрельного оружия. Считается, что Савицкий давал «идеологические» названия некоторым картинам, чтобы оправдать их присутствие в музее.

Кроме «Быка» Лысенко, здесь можно увидеть знаменитые серии Александра Волкова, не уступающие Стенли Спенсеру и раннему Филонову, «Портрет девушки в красном» проекциониста и мистика Соломона Никритина, мерцающий кровавым электричеством тонкий и вольный «Автопортрет. Голубой вечер в горах» Алексея Подковырова – фигура в пустом весеннем пространстве с растаявшим аэропланом, рафинированные стилизации Усто Мумина, где синтезированы мотивы восточной миниатюры и живописи Ренессанса.

Туркестанский авангард

В 1934 году в Государственном музее Востока прошла выставка «Художники Узбекистана». Некоторые из картин оказались авангардны по цвету и художественному мировосприятию, но это был авангард, который пришел не с Запада, а с Востока. На полотнах дышала авангардными красками средневековая культура Средней Азии…

-8
-9
-10
-11

Савицкий был очарован туркестанским авангардизмом и продолжил исследования художественной группы «Мастера нового Востока». Основанная в Узбекистане сибиряками Вадимом Гуляевым и Михаилом Курзиным группа объединила художников, чьи работы впоследствии стали главными в коллекции Савицкого: Валентину Маркову, Александра Волкова, Александра Николаева (Усто Мумин), Виктора Уфимцева. Художники ехали на Восток за свежими впечатлениями, в поисках новых форм и иного взгляда на мир. В Средней Азии их заворожили азиатские краски, монументальность архитектуры и повторяемость вечных орнаментов.

-12
-13

Необычное сложение двух традиций опрокидывало сталинскую конструкцию «народности», независимая узбекская модернистская школа составляла альтернативу социалистическому реализму.

На музей имени Савицкого в Нукусе нужно выделить не меньше дня и воспользоваться услугами экскурсовода. Вам невероятно повезет, если получится услышать экскурсии-лекции Тиграна Константиновича Мкртычева, директора музея, ученого-археолога, искусствоведа, соавтора нового термина «туркестанский авангард». Тигран Константинович никогда не называет музей Савицкого шаблонным «Лувром в пустыне», он считает, что это место, где сбываются мечты. Сбылась же мечта Савицкого. Сбудется и ваша.

-14

Одна из работ художника-авангардиста Александра Волкова на аукционе стоит более 2 миллионов евро, а в Нукусе представлена крупнейшая коллекция его картин в мире.

Музей имени Савицкого расположен в столице Каракалпакстана Нукусе по проспекту Жипек Жолы. Экспозиции открыты во вторник-пятницу – с 09:00 до 17:00, субботу-воскресенье – с 10:00 до 16:00. Входной билет для иностранных гостей стоит около 5,5 доллара. Выходной – понедельник.

Коллекция содержит более 90000 экспонатов, музейные собрания хранятся и экспонируются в трех зданиях общей площадью почти 7000 кв. м. Ежегодно музей посещает около 70000 человек, 30000 из которых – иностранцы, и главная цель их визита – именно музей.

Фото и материал: собственность OMG Kazakhstan.