Найти тему

Руги и русы. Взгляд ученого Кузьмина на предания о Тидрике Бернском

Нет смысла отказываться от названного источника. Ведь у народной молвы нет заказчиков. В отличие от «исторических» хроник (трактатов всяких дипломатов, монахов да нотариусов), подчиненных политикам. Аполлон Григорьевич Кузьмин – историк СССР и РФ, антинорманист, автор научного труда «Начало Руси: Тайны рождения русского народа». Исследовал предания о Тидрике Бернском, чаще упоминавших ругов.

В этой работе Кузьмин настаивает на тождестве ругов и русов, опираясь на разностороннюю доказательную базу. Как раз в ней нашлось место и для анализа названных выше «Преданий».

Крепость Девин на окраине Братиславы назвали в честь славянских дев-воительниц. Источник – https://ic.pics.livejournal.com/maximus101/19795028/3293791/3293791_original.jpg
Крепость Девин на окраине Братиславы назвали в честь славянских дев-воительниц. Источник – https://ic.pics.livejournal.com/maximus101/19795028/3293791/3293791_original.jpg

Еще это произведение наши ученые упоминают как Тидрек-сага или Вилькина-сага. Почему?

Составитель Тидрек-саги (житель Норвегии XIII столетия) использовал нижнегерманские «народные рассказы» и норвежские сказания, пытаясь дотошно проанализировать стихотворные былины, изложив стройную картину жизни Тидрека. Имеется в виду внук лангобардского феодала Самсона Салернского, родившегося как раз в Салерно (его дед присвоил себе эту область Апеннин еще в эпоху Великого Переселения Народов, потому что сказание изобилует указанием на события, часть которых относится еще к 5 в). Тут нашлось место и гуннам, и остготам, и их родичам – воинству Одоакра (положившему конец правлению последнего римского императора).

Кроме того много раз указан рыцарь Гунтер и Дитрих Бернский. А это главные герои всех германоязычных народов периода Великого Переселения (как для нас Три Богатыря). Разумеется, не стоит ничего из изложенного воспринимать как историческую хронику…

Имеется шведский список данного литературного труда, датированный 15 веком. Однако отечественный исследователь опирается на оригинал – норвежскую редакцию, попавшую к нам.

Для тех, кто изучает Русь, ценность произведения в ином. В упоминаниях борьбы Вилкиналанда с Русиналдом. Историками давно установлен факт, что «вилками», «вильсами» или уже на словенский манер «вильцами» именовали «велетов». Речь о самоназвании людей, проживающих между Одером и Эльбой. Второе их имя (придуманное уже восточными соседями-славянами) – «лютичи». Вот почему Тидрек-сагу многие источниковеды окрестили еще и «Вилькина-сага»...

Девинские Карпаты. Источник https://ic.pics.livejournal.com/maximus101/19795028/3293188/3293188_original.jpg
Девинские Карпаты. Источник https://ic.pics.livejournal.com/maximus101/19795028/3293188/3293188_original.jpg

Для некоторых топоним Русиланд говорит само за себя (Рюриковская Русь, начавшаяся с новгородских земель и закончившаяся киевскими). Однако Кузьмин не спешит подтвержать такой скоропалительный вывод, так как в «Ложных» и прочих «Героических» сагах государство Рюриковичей обозначается топонимами Гардарики и Хольмгардарики (видимо, Киевская Русь и Новгородская Земля). Слишком уж разборки этих территорий смахивают на события, последовавшие за Призванием Варягов… Таким образом, Аполлон Григорьевич уверен: «Русиналд» – более поздняя калька с политонима Ругиналд. «Велетов» били не германские союзы, а руги, упоминаемые в разных источниках за 300-400 лет до Рюриковичей.

Хорошо изучив римские, византийские и раннесредневековые европейские источники, а также, сопоставив соответствие упоминаний искомых топонимов в скандинавском и нижнегерманском эпосе, Кузьмин предположил, что «руги» – союз племен, появившийся из земель, которые римляне издавна знали как Норик. Имеется в виду уголок, идущий на несколько сотен километров к юго-западу от Вены (то бишь вся альпийская Австрия кроме западного Тироля).

«Родитель» трактата «Начало Руси: Тайны рождения русского народа» считает, что так называемые «поляне» и «руги» жили в Норике вместе. Еще в тех землях их знать перемешалась… Позже «дунайцы» начали расселяться в область остальных самых ранних славян (северокарпатских) и более северных («полабских» – «велетов», «лютичей», «вильцев»). Но воевали лишь с последними.

Нижняя Австрия – ворота в историческую Богемию. Видимо отсюда «руги» и пришли к богемам. Источник – https://clck.ru/ZHtuv
Нижняя Австрия – ворота в историческую Богемию. Видимо отсюда «руги» и пришли к богемам. Источник – https://clck.ru/ZHtuv

Поэтому и в дальнейшей истории «дунайцы» идут кулаком (внешнеполитической лигой), в то время как остальные племена, упоминаемые в ПВЛ, имели свое собственное происхождение. Что же касается «велетов», то поляно-руги вторгнулись в их область во время Великого Переселения. И на это, мол, указывают почти все германские саги – саги германоязычных племен, прямых свидетелей войны велетов-лютичей с ругами («поляно-русами»). В «Лживых Сагах» тоже это есть. Что же касается письменности, то у ругов уже была своя до кириллицы. Вроде как руническая.

Даже не знаю, как относиться к этой версии. А вы что думаете, читатели? Мало того, этнонимическая пара руги-богемы, известная в источниках еще с первых веков нашей эры, подтверждает, что богемы (население Западной Чехии) всегда были в союзе с ругами. Если верить Кузьмину, то все верно. На севере от ругов действительно уже Богемия. Указанные народы действительно могли объединиться и двигаться вдоль Одера на север – по землям «велетов» (полабских славян), не очень-то обрадованных подобной экспансии. Может, авары их подтолкнули к миграции? Или бавары? В разных хрониках есть стычки баварских королей со славянскими. Неужели центрально-европейские горы стали прародиной русов? Возможно, именно русов, а не всех славян (антинорманист Кузьмин ставит ругов-русов на место Рюриковичей, отрицая, что последние были германоязычного «варяжского роду»). Смело…

Славония – историческая область на крайнем востоке Северной Хорватии (ранее – часть Норика). Источник - https://clck.ru/ZHtwA
Славония – историческая область на крайнем востоке Северной Хорватии (ранее – часть Норика). Источник - https://clck.ru/ZHtwA

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Возможно будет интересно почитать:

Кто такие «анты»?

«Годы» и «лета» – в чем их разница?

Сколько современных наций вышло из «народа» культуры Штрихованной Керамики?

Русские «непотребные глаголы» с французскими корнями