Сегодня – вторая часть романтической антологии из Екатеринбурга и военно-ленинградский фильм Оксаны Карас. Продолжаю собирать на полочку хорошие российские мелодрамы. Эти работы точно можно смотреть и пересматривать.
«Иваново счастье. Новые истории»: больше хорошего
Продолжение антологии Red Pepper Film. На этот раз не стали мудрить и придумывать связующую историю, новеллы идут одна за другой.
Вышло удачно. Истории сами себя организуют, подборка выглядит даже более цельной благодаря ровному качеству работ (в первом кино встречались короткометражки со слишком надуманным сюжетом).
Также авторы угадали, начав и закончив масштабными постановками с известными актерами на близкие «зеленые» темы. Первой идет новелла «Урок экологии», в которой учитель (Дмитрий Лысенков) к недовольству завуча (Ирина Пегова) устраивает опенэйр-занятия, превращая их в пикеты против застройки парка многоэтажками.
Последней стоит «Большая восьмерка» – про строителя инфраструктуры для полит-саммита, который на стройке привязался к собаке. К мероприятию планируется очистка города от бродячих животных, Иван (Игорь Кожевин) решил создать для собак укрытие. Инициативу одобряет соседка (Катерина Шпица), которая ведет группы как психолог...
Мелодрама со Шпицей в любом случае заслуживает внимания. А здесь новелла еще и заканчивает весь фильм правильными словами, после которых отлично идет совместная песня «Надо больше хорошего» екатеринбургских (как и сама кинокомпания) групп «Курара» и «Смысловые галлюцинации».
«Отец и сын» – история московского хирурга, который приехал в провинцию к заболевшему отцу, а потом решил задержаться подольше. «Портрет мамы» – про про воспитательницу и мальчика Ивана, которого направили в обычный садик из детдома. Эти две работы очень простые, с предсказуемым сюжетом, что их совсем не портит, даже наоборот.
Также удалась история на остановке рядом с домом престарелых «Автобусы здесь не ходят». Оказавшаяся здесь девушка выясняет, что остановка декоративная, чтобы пожилые не уезжали. Здесь она беседует с пожилым пациентом с деменцией, скучающим по дочери. Хорошая миниатюра о любви и памяти.
«У ангела ангина»: молодость, любовь, блокада
Фильм 2018 года поставила Оксана Карас, автор отличных картин «Хороший мальчик», и «Доктор Лиза». Эта работа также заслуживает высоких оценок, но почему-то прошла незаметно, не имела проката. Это, вообще, поражает. Фильм одного из лучших авторов страны. Один из лучших фильмов на военную тему в 21 веке.
Перед нами жизнь студентов в Ленинграде 1940-1941 годов, а потом – военные годы. Черно-белые воспоминания двух друзей, встретившихся в 1965 году. Друзья – ленинградский драматург Толя «Чухна» (Евгений Цыганов) и директор завода Костя «Синявый» (Николай Фоменко).
В сороковые Чухну играет Семен Трескунов (15.03.2024 г. внесен в реестр иностранных агентов Минюста России - Прим.), а его друга – Данил Стеклов, есть и третий участник событий – поэт Володя «Шкилет» (Василий Буткевич, «Котел», «Тряпичный союз»). Еще рядом постоянно две сестры – Веранда и влюбленная в Чухну Люсенда (Таисия Вилкова). А потом появляется Лёля (Мария Крылова), в которую влюблен Чухна.
У ангела ангина,
Он, не жалея сил,
Берег чьего-то сына,
Инфекцию схватил...
Фильм назван по стихотворению Вадима Шефнера, а поставлен по его повести «Сестра печали». Это произведение отчасти биографическое, но свои черты автор разделил между тремя героями-друзьями: один хулиган с травмой глаза, другой станет писателем, третий сочиняет стихи.
Поначалу кажется, что герои в 40-х тараторят книжные реплики, слишком ускоренно и эмоционально их проживая. Потом привыкаешь, и действие выглядит более гармоничным. Хорошая добрая драма взросления.
Кроме отличного актерского ансамбля (тут еще Александр Яценко, играющий ветерана Первой мировой, и душевная комендант общаги от Юлии Ауг), фильм хорош работой оператора Сергея Мачильского, снявшего с Карас три полнометражки и сериал «Чиновница».
Стихи работают просто отлично. Сначала они вызывают иронию: герой Буткевича сочиняет в основном про войну, и постоянно с метафорой переполненного сосуда. Но совсем не смешно, когда на улице весна 1941 года, и Володя «Шкилет», ломая четвертую стену, читает знаменитый текст: «Истинно вам говорю: война — сестра печали, горька вода в колодцах ее...» (считается стилизацией Шефнера под древние письмена, в фильме имеет силу, сравнимую с песней «Священная война»).
А стихотворение про ангела с ангиной звучит в одной из романтических сцен, делая ее одной из сильнейших в российской мелодраме в этом веке. Конечно, это поколенческая история и драма взросления. Но все-таки и мелодрама тоже. Очень простая, легкая, бытовая. Возможно, даже беспечная, несмотря на общий драматизм исторических событий. Без примеси политики и сложных интриг. Просто молодые люди живут и мечтают в любимом городе. А потом встают на его защиту.
Понятно, что события блокады недолгие и романтизированы. Героев греет любовь, да немного везет с едой: Лёля находит заначку с отрубями, Чухну кормят в армии. Но это реальная жизнь горожан, не потерявших человеческое достоинство. Даже когда едят двухлетней давности остатки каши из консервной банки и соскребают со стены кусочки хлебного мякиша, на который до войны на стену клеили картинки.
И это по книге писателя, награжденного медалью «За оборону Ленинграда». Недавно вышел похожий на постапокалиптический зомби-хоррор «Блокадный дневник». Если после этой антисоветской поделки есть желание увидеть что-то достойное, посмотрите фильм Оксаны Карас.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!