Найти тему
Кинокружок Курилова

Фильм «Блокадный дневник» похож на антисоветский зомби-хоррор

Оглавление

Еще один пример отношения к войне в кино на государственные деньги. СССР разрушен, но с ним до сих пор ведут борьбу. И в ней почти нет защищенных моралью тем. Не верю, что создание и чествование «Блокадного дневника» обусловлено только проблемой с грамотностью и вкусом. Думаю, тут актуален вопрос об этике и совести.

Нереальные кадры города. Кадр из к/ф «Блокадный дневник».
Нереальные кадры города. Кадр из к/ф «Блокадный дневник».

Немало антисоветских фильмов получило бюджетные деньги. Некоторых, типа «Собибора», двигают на «Оскар». И вряд ли это скоро кончится. Вот еще кино с тенденциозным взглядом на историю – «Блокадный дневник».

Фильм снят по мотивам произведений Ольги Берггольц, Даниила Гранина и рассказам блокадников. Но дело не в основе, а в том, что на ней сотворила компания «Сентябрь», руководитель которой Андрей Зайцев стал режиссером, сценаристом и сопродюсером фильма.

В феврале 1942 года блокадница Ольга, потеряв мужа и ослабнув, идет на другой конец города, к отцу. Путь непростой, возникает некая одиссея. И все было бы логично и правильно. Если бы это было другое кино.

Трешево и готично

«Блокадный дневник» близок к эпитету «гран-гиньоль». Он очень похож на дешевый постапокалиптический хоррор про зомби. Не верится, что через 80 лет после начала блокады мы дожили до такого.

Кадр из к/ф «Блокадный дневник».
Кадр из к/ф «Блокадный дневник».

В прологе показывают улыбчивого германского эстета, под музыку Моцарта командующего обстрелом и обнимающего невесту. И на контрасте – люди в осажденном городе. Почти утратившие человеческий облик, с неадекватными лицами, с создающими саспенс движениями как у массовки зомби-фильма. Со сливающимися в гул: «Хлеба, хлеба, хлеба...»

Давление повторами – не лучший ход, но нравится режиссеру. Исступленные повторения слов, надсадное животное дыхание. Грязь на лицах такая, словно как-то помогает бороться с недоеданием...

А еще тут мать говорит сыну, что отдаст его «на Лиговку», где делают... я просто не могу это повторить (авторы подчеркивают, что все факты реальны, значит, выходит очень суровая «чернуха»).

Мир нереален, как из блокбастера «Послезавтра». В кадрах, что смакует режиссер, рекордные сугробы, на домах фантастические четырехэтажные сосульки... Ближе к финалу отец героини сравнит город с владениями Снежной Королевы. Это еще к чему? Что за нездоровые метафоры? Может, еще про осколки зеркал троллей, смешивающие добро и зло, расскажете? И в этой безумной «северной готике» творится дикий треш.

Транспорт действительно стоял примерно так. Кадр из к/ф «Блокадный дневник».
Транспорт действительно стоял примерно так. Кадр из к/ф «Блокадный дневник».

«Рука, где моя рука, в ней были карточки!» — голосит одна гражданка. Долго и однотипно. Сцена продолжается так, что не рискну описывать. Затем кто-то собирает волю в кулак, шлет проклятия (видимо, обеим сторонам военного противостояния) и театрально плюхается в сугроб. Затем идет уже почти клише из зомби-муви с оживлением в поезде.

Даже флешбеки из детства (кстати, слабая картинка) — как присказка к черно-юморной сказке.
«Утомленные солнцем-2», обруганные за фриковство, по сравнению с этим фильмом — деликатный мейнстрим.

Герои картины, еще не ставшие «привидениями», как их называет сам автор, порой совершают более-менее осмысленные поступки. Как правило, это хамство, попытки обворовать, обмануть или хотя бы просто толкнуть. Иногда, правда, помогают. Но очень уж нехотя.

Кадр из к/ф «Блокадный дневник».
Кадр из к/ф «Блокадный дневник».

Осада советского продолжается

Странно ли, что это получило поддержку Фонда кино, Минкульта и Российского военно-исторического общества? Да еще гран-при ММКФ, призы «Золотого орла» и «Ники»? Нет, уже не удивляет. Как и восторги ориентированных на запад, скажем так, сайтов и государственных, казалось бы, «Искусства кино», «Российской газеты» и т.д.

Кого-то удивляет такой перечень СМИ? И те, и другие редко упускают возможность поквитаться с СССР. Правда, есть исключения. Например, РИА Новости в статье о системном искажении исторической памяти отмечало, как «Блокадный дневник» показывает вместо людей «теней-зомби», прикрываясь при этом авторитетом Ольги Берггольц.

Понятно, что защита авторов фильма — апелляция к стилю «Иди и смотри». Но нет, оправдание не работает. У Климова ужасны действия захватчиков, а у Зайченко источник саспенса и хоррора — советские люди. Неслабая разница. И странно сравнивать это вот с шедевром.

Кадр из к/ф «Блокадный дневник».
Кадр из к/ф «Блокадный дневник».

Нехорошая метафора

В кульминации мораль: «Неслучайно нам эта блокада дана. Либо мы через эти страдания возвысимся и всю ненужную шелуху с себя скинем, и станем человеком с большой буквы. Либо, если мы ничего не поймем, то исчезнем навеки как динозавры, и не жалко нас ни капельки...»

В каком смысле «нам дана»? Кем? Этими, из начала фильма, под Моцарта? Может, им спасибо сказать? Да, уж... Наверно, у кого-то действительно сложно с пониманием. Иначе в городе на Неве не снимали бы такое.

Дерзкий пассаж звучит так, словно не про осажденный город, а про Чистилище! Понятие о котором, кстати, не из традиционной для России культуры, а из «просвещенных» стран, что в 1941 году пришли на нашу землю. Стоит дальше пояснять, насколько порочна эта метафора?

Кадр из к/ф «Блокадный дневник».
Кадр из к/ф «Блокадный дневник».

После этого говорить не о чем. Если данный фильм — просто результат ошибок, проблем с культурологической грамотностью, то это полбеды. Но в такое не верится. Скорее здесь вполне осмысленные действия по, скажем так, художественному репозиционированию истории.
Спасибо за дочитку. Подписывайтесь на канал, и продолжим.
«Красный призрак» метамодернизма: отличный фильм про войну
Фильм «Зоя Космодемьянская» – слишком любительский и трешевый
«Рядовой Чээрин» – фильм про якутского супергероя в плащ-палатке