Продолжу оформлять полочку с лучшими российскими драмами за пару пятилеток. На этот раз – пара фильмов с панковским угаром, рок-н-роллом, молодежным нонконформизмом и желанием перемен.
«Лето». Русский рок до начала «сенокоса»
«Лето» (2018), история про Виктора Цоя и Майка Науменко во времена, когда только придумали название группы «Кино». Самая позитивная и человечная картина Кирилла Серебренникова. Классный музыкальный артмэйнстримный фильм про любовь, дружбу и рок-н-ролл. И пальмовая ветка в Каннах за саундтрек заслуженная.
Внезапно для многих главную роль достойно играет музыкант Рома Зверь. Непрофессионал, но дело не в его мастерстве, а в том, как это работает на фильм, как его снял режиссер. Все отлично! Если бы тут некий актер больше актерствовал, мог быть другой эффект. А нужен тот, какой есть.
Науменко (Рома Зверь), конечно, главный герой. Символ того, что принято считать русским рок-н-рольным братством. Как там было в жизни, не сильно важно. Но охотно верится, что так и было. Ну, и роль Ирины Старшенбаум отличная, тоже работает на тему дружбы и товарищества.
У Цоя больше производственная драма. И это тоже круто, в России производственная драма в дефиците. Неслучайно нет даже намека на протагониста-антагониста. Антагонистом могла стать некая государственная «система», но и этого нет. Все лайтово и по-доброму. Нет ощущения несвободы. Нет рокерского бунта, который только в грезах одного из героев, в виде смешных клипов на перепевки западных хитов.
Показана семья, коммуна, реальное братство, где конфликтуют только лучшее и хорошее. Возможно, в чем-то идеалистично. Но это же было? Когда еще не дотянулась рука рынка, не вмешались в процесс продюсеры, не начались дрязги из-за денег и политики.
Именно лето, а не весна. Яркий, беззаботный и очень чистый богемный период российской культуры. Принципиально теплее уже не будет. Будет осень. Поздние 80-е с большими доходами, с нежеланием Цоя издавать пластинки в России, где мало заплатят, не как в США, с Айзеншписом, сделавшим «Кино» поп-группой, это уже не лето, а осень – не в смысле заморозков и уныния, а в смысле сенокоса, превращения рока в бизнес.
«Тряпичный союз». У каждого свои 12 обезьян
«Тряпичный союз» был одним из лучших фильмов российского проката 2016 года, одним из лучших молодежных фильмов в мире. И, пожалуй, высшим авторским достижением сценариста и режиссера Михаила Местецкого («Хороший мальчик»).
Не зря ему на Берлинском фестивале почти овацию устроили. Просто идеальное мейнстримное авторское кино. На таком уровне в те годы было снято «Королевство полной Луны», например. Достойное сравнение.
Школьник Ваня (Василий Буткевич) знакомится со странной троицей (Иван Янковский, Александр Паль, Павел Чинарев), которые называют себя «Тряпичный Союз» и готовят программу изменения мира. Ваня вписывает новых приятелей на лето у себя на даче и старается влиться в их коллектив. На даче к компании юных нонконформистов проявляет интерес соседская девушка Саша (Анастасия Пронина).
Ребята разные, и каждый тянет «Тряпичный Союз» в свою сторону: от идеи создания армии сторонников воркаута до арт-провокаций в стиле группы «Война» и борьбы с «системой» в духе... даже не скажу кого, только намекну: в названии что-то про море. К счастью для всех нас и самих ребят, радикальные прожекты до реализации не доходят.
Тема понятна уже с постера: последнее лето детства, «анархия и ярость, двенадцать обезьян» и т.п. Умный, супер-смешной, драматургически фееричный праздник максимализма и нонконформизма. С четкими актерами, шикарными диалогами, мощным саундтреком.
Тут про многое: про дружбу, свойственные молодости анархизм и повышенную пассионарность, про желание проявить себя в политике, акционизме, даже в том, о чем лучше я тут писать не буду. Про упертость во всех смыслах и прочие такие штуки. Ну, и про взросление.
В России крайне мало не только таких смешных, а вообще любых историй взросления. В прошлом году была парочка классных «романов воспитания», о которых я уже писал: «Китобой» и «Гипноз». Фильм Местецкого, конечно, стоит с ним на одной полке.
Самые крутые и умные драмы в России за последние годы (часть 1)
«Котел» – фильм с приветом Уэлшу и претензией на культовость
«Человек из Подольска» – фильм о попытке заставить Родину любить