Редко смотрю трейлеры и не видел роликов «Доктор Лиза», байопика про исполнительного директора Международной общественной организации «Справедливая помощь» Елизавету Глинку. Версии о сюжете у меня были разные – вплоть до показа последних дней жизни доктора в 2016 году.
Оказалось, что режиссер Оксана Карас показывает рубеж нулевых и десятых. Тут чистая практика благотворительной организации, еще до участия Елизаветы Петровны в политике, до вылетов с гуманитаркой на Донбасс, до сотрудничества с партией Михаила Прохорова, вхождения в Совет при президенте России и прочей активности высокого политического и государственного уровней. Мы видим просто работу фонда «Справедливая помощь» без связи (которую Глинка в одном из интервью отрицала) с одноименной партией.
Сюжет строится на событиях одного дня. Кино спрессовывает реальность, доктор Лиза (великолепная роль Чулпан Хаматовой) вертится как белка в колесе, участвуя в благотворительных акциях и решая проблему, которая может грозить уголовным делом. В это время доктора ждут муж и сыновья, прилетевшие из США всего на пару дней. Да еще третий сын – приемный, которым интересуются органы опеки...
Единственный момент, возможно, мешает чистоте байопика – это линия сотрудника ФСКН (Андрей Бурковский), который занимается доктором Лизой по факту оборота лекарств. Понятно, что детектив – выдумка, да еще и напоминающая фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» (который тоже небезупречен, опирается на германскую «Жизнь других»). В идеале хотелось бы байопик без детективных имплантов, но Карас эту часть работы выполнила так изящно, что судить победителя нет смысла.
Фильм отличный как байопик, здесь высокое качество режиссуры (Карас прославилась в 2016 году фильмом «Хороший мальчик»), масса классных актеров (от Константина Хабенского до Татьяны Догилевой), с советским перфекционизмом делающих даже мелкие эпизоды, создавая кинороман.
Достоинств много, но главным, по-моему, является супер-важный для России факт: это отличный пример производственной драмы, один из лучших за 30-40 лет. Со времен ельцинской революции, когда честный труд вышел из моды, профдрама исчезла с экранов и вернулась только в середине десятых. Кстати, вот мои тексты «Лучшие российские фильмы про любовь к своей профессии» (текст первый, текст второй).
Мы видим кухню организации «Справедливая помощь» (сбор вещей и медикаментов для нуждающихся, гуманитарка для бездомных и голодных и т.п.). Высок реализм в сценах из жизни врачей в клиниках. Достоверно и не карикатурно выглядят сотрудники ФСКН. И даже среда привокзальных маргиналов показана не схематично, с вниманием к деталям и портретам.
Частая проблема российского кино – поверхностность в прорисовке профессиональной среды, авторы редко выезжают на места, плохо работают с консультантами, компилируют заштампованный материал других фильмов, да еще и западных. «Доктор Лиза» в этом плане – образец качества сценария (конечно, помогли уже снятые документалки). Люди тут заняты делом. Фильм мог стать сериалом, почему бы нет? Человек может долго смотреть, как другой работает.
Персонажи почти не говорят метафорами, красивостями, они произносят термины, решают задачи. Поэтичность и лиричность действия возникают сами собой, и выглядит это естественно, так как режиссер и Чулпан Хаматова нередко намеренно сбивают уровень пафоса, не дают истории перегреться до притчи и «жития святой». Фильм ближе именно к почти позабытым в России традициям соцреализма, и это очень правильно.
До 2020 года лучшей российской профдрамой на темы, связанные со здоровьем, была «Аритмия» (2017). «Доктор Лиза», как минимум, встает на ту же полку. Но во многом это даже шаг вперед в закладке новых традиций российской производственной драмы.
«Неадекватные люди 2». Удачный и жизненный сиквел старого хита
Фильм «Китобой» – одна из лучших российских драм в 2020 году
«Котел» – фильм с приветом Уэлшу и претензией на культовость