Не знаю можно ли применить слово диссонанс к восприятию интерьера?
Диссонанс в музыке — неслитное созвучие, негармоничное сочетание нескольких звуков
Но именно с этим словом у меня ассоциировался Будуар Марии Александровны в Зимнем дворце.
Как-то у меня не складывалось в голове, как молодая и скромная любительница вишни , могла находиться в таком давящем гранатово-кровавом цвете, устраивать тут посиделки с семьёй? Сегодня я нашла ответ на этот вопрос. Давайте перенесемся в прошлое.
В сентябре 1840 года принцесса прибыла в Россию. Впечатлениями о Санкт-Петербурге она поделилась в письме к родным: «Петербург гораздо красивее, чем я думала; этому много способствует Нева; это чудная река; я думаю, трудно найти более величественный город: при этом он оживлён; вид из Зимнего дворца на Неву исключительно хорош»
Затем принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская и Прирейнская в декабре приняла православие и стала Марией Александровной. И уже в апреле 1841 Александр Николаевич и Мария Александровна обвенчались в Большой церкви Зимнего дворца.
Специально для молодоженов, по проекту А. П. Брюллова, была перестроена «новая половина наследника». В первые и счастливы годы брака будуар выглядел так:
Благородный, спокойный синий, минимум золота. Тут можно представить, как юные Саша и Маша обсуждают книги, пьют чай и встречают гостей. И пусть, Тютчев написал эти строки про императрицу намного позже, но "тихий свет" очей Марии Александровны, я вижу именно в этой обстановке.
Мы смотрим с трепетом тревожным
На тихий свет ее очей —
Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?..
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать…
В 1849 году в семью пришло горе. Чуть-чуть не дожив до семилетия, от менингита умирает первенец великокняжеской четы. Конечно, такое горе трудно пережить. Каждый справляется по своему. Я думаю, что одна из причин почему Мария Александровна решила полностью изменить свой будуар - желание стереть воспоминания. Так в начале 1850-х по проекту Гаральда Боссе появился "кровавый" будуар в стиле второго рококо.
До наших дней будуар дошёл почти в первоначальном виде. Конечно, обивку стен меняли (в 1960-х), но в зале сохранили
фрагмент подлинной гранатовой брокатели (шёлковой ткани с металлической нитью), которая была заказана в середине XIX века на парижской фабрике Картье.
Мне в этом зале тяжело и неуютно долго находиться, но есть две вещи, у которых всегда останавливаюсь. Не знаю почему, но люблю эту ручку.
А вторая - среди давящего красного, как островок нежности - Венера. Золото не может подавить её спокойствие. Такое украшение дверного проёма называется десюдепорт.
Новое слово в мою копилку архитектурного словаря:
Десюдепо́рт (от фр. dessus de porte, буквально «над дверью») — декоративная композиция, расположенная над дверью. Чаще скульптурная или рельефная, иногда в виде живописного панно. Данное декоративное украшение конструктивно связано с дверным проёмом, в художественном плане является переходным элементом от дверей к стенам.
#санкт-петербург #музеи #история #эрмитаж #путешествия
Все статьи про прогулки по Петербургу по тегу #hellengeo_петербург