Фильм, который даже может прийтись по душе любителям Средневековья и приключений, если только вы совсем уж не придирчивы.
«Железный рыцарь», 2011 года - крепкий, относительно исторический, приключенческий проект, фильм у нас достаточно известный. О нем до сих пор пишут, есть масса отзывов, показами на нашем ТВ его также не обижают. Как-то я писал о нем статью, но меня больше озадачивала сама идея (я не считаю Джона Безземельного плохим королем), а не некоторые нестыковки, вроде – а с чего это тамплиер вдруг стал бузить, если его Орден и король жили душа в душу?
Но у «Железного рыцаря» есть продолжение, сиквел снятый тем же режиссером и странное дело, на нашем ТВ его не любят, хотя стоил он по съемкам раз в 15 дешевле, и, наверное, должен стоить существенно меньше в закупке для трансляций. Но сначала разберемся с названием – сиквел известен у нас под немудрящим «Железный рыцарь-2», в оригинале - «Ironclad: Battle for Blood». Вот когда не надо ничего менять, наши переводчики и локализаторы обязательно придумают что-нибудь совершенно лишнее. Здесь же просто - № 2, хотя можно было бы оставить и «Битву за кровь» (в контексте «за кровную родню»), или даже «Кровная месть» - сюжетно близко. Кстати, «Железный рыцарь: Кровавый спорт» тоже бы сошло.
Так вот, если вы нашли в первом фильме 2011 года что-то неисторическое и нелогичное, то после просмотра второй части 2014-го, будете считать того, самого первого «Железного рыцаря» режиссера Джонатана Инглиша, одним из самых достоверных и логичных фильмов. Так как тот же режиссер, теперь экономил буквально на всем, в том числе и на консультантах, знающих историю Англии и вообще Средневековья хотя бы в пределах обычной школы.
Итак, от первой части полностью позаимствована общая канва сюжета – оборона замка от злых захватчиков. Но какая здесь связь с Рочестером? Она … есть. После обороны твердыни от злобного короля, прошло пять лет. Куда ушел тамплиер неизвестно, так как главный герой у нас теперь вот этот парень.
Тот парнишка оруженосец из первого "Железного рыцаря", по имени Гай. Он изменился не в лучшую сторону и стал вот таким:
А еще он обрел фамилию. Зовут его теперь … де Лузиньян. Ги де Лузиньян, учитывая, что Гай и Ги - это одно и тоже имя на английском. Ну что ж сразу не Конрад Гогенштауфен, или на худой конец, не Тибо де Блуа. Почему-то он стал плохим и промышляет теперь подпольными боями в каких-то катакомбах на потеху городскому отребью. Если это не оммаж режиссера Жану-Клоду Ван Дамму, то я не знаю, что это. Как и тот факт, что носитель столь знатной фамилии участвует в подобных развлечениях – на кулаках и топорах.
А на границе Англии и Шотландии тем временем стоит замок сира де Веша, где тот живет с женой, сыном Юбером, и двумя дочерями – одна нормальная, вторая с прибабахом. Самая большая звезда в фильме, кстати – это Мишель Фейрли (Кейтилин Старк) в роли леди Веш. Замок подвергается атакам шотландцев, которые сильно смахивают на изгоев из Скайрима.
К 1221 году (время действия фильма) у шотландцев давно уж были и свои короли, и лорды, и монастыри, а тут вроде бы еще и друиды бегают. Кельтские традиции вещь сильная – но и женщины в набеги уже не ходили.
Сразу видно, тот кто строил замок, балбесом не был. А вот тот, кто им теперь владеет – дело другое.
- У вас зоркая охрана?
- Даже очень.
После того, как эта, еле растолканная мажордомом охрана заметила атакующих, лишь когда их высыпало на склон человек с полсотни, звучит как сарказм. Как не заметить и не отбиться от атакующих, которые могут наступать только с одной стороны и по крутому склону – загадка. Диалоги порой доставляют – раненого рыцаря несут в покои, с момента получения раны должно пройти не более получаса реального времени (по фильму минуты полторы):
- Рана опасна.
- Началось заражение?
Так сразу? Его же не зомби укусил в конце концов.
Ах, да, Ги де Лузиньян – племянник сира Веша и старик посылает своего юного сына Юбера к нему за подмогой. Конечно, нормальные рыцари (да и оруженосцы) могут оказать помощь замку, так как водят с собой отряды от десятка солдат, но какую помощь в реальных условиях может оказать легко вооруженный Лузиньян со своим сбродом из трех человек? И при этом в замке куча своего народа. Он кстати, берет с Юбера деньги за помощь, с ним идет его товарищ, а дальнейшая вербовка напомнила мне эпизод из «Южного Парка», когда Стен Марш набирал танцевальную группу – «Нам (то есть нашей группе) нужна девочка. Иначе решат, что мы… ну вы поняли». «Девочку» по имени Мэри находят на эшафоте.
Мэри как раз собирается казнить палач при целой толпе народа и кучке стражников. Но городишко этот странный вообще. Человек с именем, как у мужа королевы Иерусалимской, дерется за деньги с бродягами. А палач белым днем при людях (непонятно еще зачем ему колпак, коли он его, не смущаясь при всех снимает) и при стражниках, пытается продать подсудимую разбойницу первому встречному охламону за 4 гинеи. Да, в мире «Железного рыцаря-2» гинеи были уже в 1221-ом. Народ не реагирует, стражники спохватываются только через 5 минут, и то потому что палач, как ни в чем не бывало, слезает с эшафота, стаскивает оттуда Мэри и продолжает торговаться с Лузиньяном в ближайшем сарае.
Смешных казусов предостаточно – фильм стоит смотреть и из-за них тоже. Дальше нас ждет довольно страшненькое рубилово и парочка любовных линий. До финала доживут не все. Гай доживет – вынужден сделать этот полуспойлер, так как в финале есть шикарный сюрприз. В эпилоге сказано, что этот наш, так называемый, Ги де Лузиньян продолжил карьеру наемника и отправился воевать на Столетнюю Войну. Учитывая, что война эта начнется через 116 лет, в 1337-ом, то… Остается лишь догадываться, как так могло получиться и когда рыцарь обрел бессмертие, о чем режиссер, по-видимому, не догадывается.
Может быть, коли уж рядом Шотландия, то рядом где-то бродит Коннор Маклауд. Ну и что, что позже родился? Надо же как-то логично объяснить «бессмертие» Лузиньяна. А вообще фильм «веселый».