30 ноября в Instagram Мариинского театра состоялся прямой эфир с участием народной артистки СССР Габриэлой Комлевой и солистки балетной труппы Анастасией Лукиной. Сегодня Габриэла Трофимовна работает педагогом — репетитором и передает свой бесценный опыт ученицам, одна из которых — Анастасия Лукина. Разговор дал возможность сравнить воспитание, образование и ценности разных поколений, а также выяснить, как ладят между собой представители балетной профессии, воспитанные в разных реалиях.
Послевоенные годы
Во время прямого эфира Габриэла Трофимовна вспомнила свой первый год в Кировском театре, куда она — выпускница Ленинградского хореографического училища — была принята в балетную труппу стажёром. Тогда еще не был решен вопрос о пенсионном возрасте артистов балета, и руководство никак не могло сменить поколение артистов. Поэтому молодежь не брали на полную ставку, и выпускники вынуждены были работать за очень маленькую зарплату. «И мы за какие-то гроши работали, не покладая ног», — вспоминает Комлева. Но именно этот период позволил Габриэле Трофимовне набраться опыта и в кордебалете, и в сольных партиях. Балерина признается, что приходилось трудно, но их вела за собой светлая мечта.
Об амплуа
Габриэла Комлева много работает с молодежью и как никто другой может оценить проблемы балета сегодня. Одна из таких проблем — амплуа артиста, которое часто не совпадает с репертуаром, над которым идёт работа. Сегодня театр позволяет станцевать много разноплановых балетов, и иногда это полное несовпадение образов. «Мне кажется, сейчас эта грань стёрлась, и не всегда есть попадание. Наверное, спектакли проигрывают, когда актёр может быть интересен в одном, а он танцует совсем другое», — говорит Комлева.
Анастасия Лукина ответила на вопрос об амплуа так: «Сердце лежит к драматическим вещам. Мне кажется, я меняюсь, когда пробую себя в чем-то более характерном. Мне всегда нравились характерные танцы». Артистка призналась, что мечтает выйти на сцену в балетах Форсайта, а также найти своего хореографа, который бы поставил балет специально на неё.
Растяжка и кисти артистов
Габриэла Комлева отмечает огромные перемены в балете из-за влияния времени: «Больше спортивности, больше смелости присутствует, но меньше оттенков, нюансов, меньше проработки. Жаль, что уходят какие-то вещи. Невладение пантомимой часто, что очень важно в старых спектаклях, особенно в классических».
Но также Габриэла Трофимовна принимает развитие балета и признает, что какие-то вещи сегодня артисты выполняют намного качественнее, чем раньше. Это касается в первую очередь растяжки, которую демонстрируют артисты. Комлева вспоминает, что школьные педагоги запрещали им растягиваться: «Педагог в классе подходил, опускал ногу. Потому что в классическом балете, когда в тюнике поднимается высоко нога… Эстетика требует совершенно другого. Где-то можно поднять деликатно ногу, а где-то совсем не стоит».
Габриэла Трофимовна подчеркивает, что сегодня, когда в репертуаре театра много современных балетов, артисту обязательно нужно иметь хорошую растяжку и быть спортивным, но нужно знать, где и как грамотно демонстрировать свои возможности. Балерине был задан вопрос о том, замечала ли она, что кисти современных балерин перестали «петь». Балерина согласилась с этим: «Я думаю, что нужно больше обращать внимание в классе на работу кистей рук, на пальцы рук. Просто… как-то некогда. А руки — это очень важная деталь».
Срок подготовки к спектаклю
Сегодня обширный репертуар театров заставляет артистов готовить партии максимально быстро. Но оказывается, и 40 лет назад такая практика имела место: Комлева рассказала, что однажды ей довелось готовиться к выходу в «Баядерке» всего за три дня. Да, это была нетипичная для того времени ситуация, в которую балерина попала случайно, но на сцене в тот вечер все получилось. А форс-мажор в театрах был, есть и будет. Габриэле Трофимовне однажды пришлось заменить балерину в балете «Жизель», и выяснилось это за два часа до начала спектакля. Комлева должна была танцевать Мирту в этом спектакле, но с исполнительницей партии Жизели случилась беда. После долгих уговоров Комлева согласилась и выручила труппу.
О нестабильности расписания
Недавно на канале поднимался вопрос о нестабильности расписания в театре. Сегодня из-за большого репертуара и многочисленной труппы артисты почти никогда не знают своего расписания даже на два дня вперёд. Габриэла Комлева вспоминает, что в годы ее молодости театр выпускал в год несколько премьер, но жизнь была гораздо более спланированной: «Был обязательный выходной, профсоюзы это отстаивали. Чтобы отменить выходной, нужно было согласовывать во всех инстанциях. И репетиции, за несколько дней мы уже знали, как будем жить дальше. Сейчас, если знаешь, как у тебя завтра сложится день, это хорошо, а иногда ведь в течение дня всё меняется». Габриэла Трофимовна отмечает, что в таком графике жить трудно не педагогу, а артистам: нужно всегда быть в форме.
Нужно шевелиться!
Как известно, в театре один артист может быть сначала слишком загружен работой, а в следующем месяце почти не выходить на сцену. В связи с этим Габриэла Комлева призывает искать подработку, когда на основной работе становится «пусто», участвовать в концертах, различных проектах, сотрудничать с хореографами. Это нужно, чтобы всегда оставаться в форме. Габриэла Трофимовна вспомнила, что однажды ей даже пришлось в один день поучаствовать в восьми концертах: «Это даже не хaлтурa… Ты должен был быть в форме, и тогда ты мог в любой момент импровизационно выйти на сцену». Комлева призывает быть активными, смелыми искать хореографов, проявлять интерес. Балерина вспомнила, как она несколько лет уговаривала Леонида Якобсона поставить для нее номер, так было и с другими балетмейстерами.
«Они свободные»
Несмотря на распространенное мнение о падении уровня балета в целом, Габриэла Комлева смотрит на балетную труппу Мариинского театра с надеждой: «Очень способные люди. Возможно, труппа даже более способная, чем прежде бывало в разные времена. Хочется пожелать всем побольше новых спектаклей, полнокровных балетов, не только концертных номеров, более разнообразной творческой работы. И чтобы на балерин ставили хореографы».
Комлева подчеркивает разницу поколений, по мнению балерины, нынешняя молодежь более свободна, лишена комплексов. Да, из-за этого молодые артисты могут зачастую переступать через традиции театра, но в целом их свобода восприятия позволяет смотреть на некоторые вещи шире.