На днях стало известно о том, что техногигант Xiaomi заявил о своём желании зайти на рынок электромобилей. Ранее о такими же амбициями делился Apple. Китай, как главный автомобильный рынок в мире, всерьёз взялся за тему электромобилей, возложив на плечи крупнейшего своего автомобильного бренда Geely, чтобы создать реального конкурента Tesla. Но давайте посмотрим на эту немного под другим углом, отбросив в сторону экологию и вообще автомобильную тему?
Большие амбиции
Xiaomi известна тем, что занимается выпуском всего – от унитазных ёршиков до смартфонов, а теперь бренд заявил о желании выпускать электромобили. Компания собирается вложить до 10 млрд. долларов в электрокары, которые будут выпускаться на заводе Great Wall Motor. При этом разговор идёт о внушительном производстве до 300 000 машин в год, и выходе на мировой рынок. Старт продаж намечен на 2024 год, а пока в Xiaomi EV (подразделение электрокаров) работает только 300 человек. Другой производитель смартфонов Huawei уже представил миру свой электромобиль. Примерно такие же планы и у Apple, которая, видимо совместно с Hyundai, пытается выбраться на автомобильный рынок. Так для чего производители электроники толпой прутся в такой сложный и специфический автобизнес?
Особенности промышленности XXI века
Для того чтобы понять, о чём на самом деле идёт речь, нужно немного отойти от машин в сторону бытовой техники. Для примера возьмём производителей телевизоров, а точнее устройств с функцией Smart-TV. Мало кто знает, что производители электроники зарабатывают совсем не на продаже своей «умной техники», а на продаже данных, которые они собирают о пользователях. Например, согласно открытым данным за 2021 год, американский производитель телевизоров Vizio заработал на продаже устройств $25,6 млн, а на продаже данных $57,3 млн. То есть, компания может вообще бесплатно раздавать свои телики и будет получать немалую прибыль.
Автомобили стали такой же бытовой техникой, как телевизор или кофеварка. Если почитать новости внимательно, то всё становится вполне очевидным. Xiaomi заявили, что будут делать – «качественные и умные электромобили». Компания Geely выпускает умные электромобили совместно с Baidu – это китайский Яндекс и Гугл. Интернет-магазин Alibaba делает умные электромобили совместно с китайским SAIC Motor. Этой темой активно занимаются интернет-гиганты Tencent, Amazon и Alphabet. По оценкам S&P Global Platts, к 2025 году на «умные автомобили» будет приходиться около 20% от общего объема продаж новых машин в Китае.
Бесплатные автомобили?
Персональные данные – это нефть и газ XXI века. Такой интерес к «умным» машинам говорит только об одном, компании собираются зарабатывать не на экологии, и не на машинах как таковых, а на продаже собираемых с водителей данных – это миллиарды долларов. Как показывает опыт производителей телевизоров, продажа своих покупателей более чем доходный бизнес. Вполне возможно, что в скором времени людям предложат если не бесплатные машины, то некий дешёвый вариант их долгосрочной аренды, как это уже делают – СберАвтоподписка, Volvo, Hyundai и Audi.
Не стоит недооценивать шпионские возможности современных машин. Даже обычные автомобили, не подготовленные интернет-гигантами, могут очень многое. Сейчас машины имеют внутри несколько десятков компьютеров, и могут обрабатывать до 25 гигабайт данных в час. Машина фиксирует не только местоположение и техническое состояние, но и такие данные как места пребывания (где живёте, гуляете, работаете), часто посещаемые места, ваши контакты (звонки, сообщения).
Какие из этого можно сделать выводы? Мы не перестаём платить за вещи, но перестаём быть их настоящими владельцами. Мы не можем назвать себя полноправными владельцами смартфонов, так как не можем контролировать передачу информации, как не можем удалить ненужные нам приложения с устройства. Да и с тем же Windows такая же история, он теперь сам всем командует на купленном компьютере. Как тут не вспомнить – Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет: 2: 19-19).