Найти тему
Science & Future

Ждём банкротства SpaceX или увеличения состояния её инвесторов?

Оглавление

Как же много на свете людей, желающих неудач тем, кто работает и создаёт что-то новое. Неудивительно, что этим пользуются журналисты. Второй день заголовки всех изданий, в которых хотя бы мельком освещается развитие космонавтки, пестрят словами «SpaceX на грани банкротства». Главные «фанаты» моего блога завалили и комментарии публикаций про SpaceX, и личку словами «ну всё, долетался твой Маск, афффтор».

О чём речь в письме, на которое все ссылаются?

Маск пишет, что кризис в создании двигателей Raptor «намного хуже, чем казалось несколько недель назад» и просит сотрудников оказать посильную помощь в его преодолении, на личном примере показывая, что он имеет в виду, отказываясь от единственного выходного, запланированного на День благодарения.

Почему всё дело в «рапторах»?

Эти двигатели (следующего поколения), к слову, достаточно уникальные, о чём на канале есть публикации, будут использоваться в системе Starship (33 движка нужны для первой ступени Super Heavy и 6 для корабля). Если кто-то забыл, основная цель Маска — Марс. И это не просто цель, как у космических агентств, он действительно собирается это сделать. Для этого потребуется целый флот Starship, для которых нужно много двигателей. Вопрос, правда, в том, что понадобится это всё далеко не в ближайшем будущем. Тогда зачем это всё?

Да затем, что Starship, во-первых, нужны для запуска второй версии спутников Starlink, а, во-вторых, для Lunar Starship, чтобы выполнить обязательства перед NASA по возвращению людей на Луну. Ракета-носитель Falcon 9 не сможет выводить спутники второй серии, а именно на Starlink, а значит, на Starship возлагаются основные перспективы получения дохода компанией в ближайшем будущем и именно туда вложены огромные средства. Цепочка элементарная: Starlink — Starship — Raptor.

-2

Именно поэтому в письме Маск говорит о том, что в следующем году необходимо выйти на уровень запуска Starship каждые две недели. Но и тут есть нюанс. Starship — полностью многоразовая система. Таким образом компании потребуется всего несколько действующих кораблей для двух пусков в месяц. Всё просто: ускорение создания двигателей приведёт к ускорению запуска системы на полную мощность.

Тогда зачем вообще это письмо?

Во-первых, чтобы о SpaceX не забывали говорить, пока нет новых громких запусков, следующим из которых станет, собственно, Starship. Во-вторых, письмо очевидным образом призвано «взбодрить» сотрудников компании, отвечающих за производство Raptor. В-третьих, хорошо заметно, что Маск устал от того, что масштабы программы Starship до сих пор не получили широкого признания, хотя очевидно, что она без преувеличения изменит облик современной космонавтики. Вот и делает на ней акцент всеми возможными способами.

-3

Более того, у SpaceX есть огромное количество возможностей получения дополнительных средств от инвесторов и до её банкротства так же далеко, как от Земли до Марса. Изменить это может разве что какая-то глобальная рецессия, которая значительно понизит доступность этих средств. Я вам больше скажу — тут может крыться и стремление акционеров компании заработать на акциях.

Прототип Starship готов к полёту (да-да, готов) и откладывается исключительно из-за промедления со стороны регулятора. После этого письма акции компании просядут, люди поумнее, имеющие такую возможность, ими закупятся, а после суборбитального полёта Starship стоимость акций взлетит вслед за ним. Хейтеры снова защебечут про заговоры и шарлатанство, ведь им невдомёк, что они просто недостаточно, скажем так, подкованы в вопросах ведения бизнеса и заработка денег. А Маск не зря является богатейшим человеком в мире.

Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.