Найти тему
Cogito ergo Sum

России грозит потеря собственного автопрома. Надо ли что-то предпринимать?

В последнее время выходит немало информации о том, что Россия может утратить собственный легковой автопром или, как минимум, компетенции в этой области. На текущий момент осталось только два российских бренда, которые выпускают свои легковые автомобили: "УАЗ" и "Лада" (АвтоВАЗ). Канул в лету "Москвич". Горьковский автозавод закрыл многолетний советский бестселлер "Волгу". Теперь страна рискует расстаться еще с одной маркой.

Лебединая песня "Москвича" - "Святогор".
Лебединая песня "Москвича" - "Святогор".
Волга Сайбер (в миру - Chrysler Sebring). Неудачная попытка производства американского автомобиля на Горьковском автозаводе.
Волга Сайбер (в миру - Chrysler Sebring). Неудачная попытка производства американского автомобиля на Горьковском автозаводе.

Ульяновский Автозавод

Гендиректор УАЗа недавно заявил: «Завод не может создавать новый продукт. Во-первых, это огромные инвестиции, экспертиза и так далее. Создавать продукт – какой? Нужно идти в ногу со временем. Новый продукт создадут те, кто может это делать. У УАЗа есть собственная ниша, свой сегмент внедорожников. Вот это сегодня и нужно отрабатывать – до того, как найдется более грамотное решение, которое мы тоже ищем. Но создавать там новый продукт мы не будем, это утопия!» Таким образом поставлена окончательная жирная точка и на проекте "Русского Прадо", который пару лет назад активно муссировался во всех автомобильных СМИ, и на возможном проекте новой "Буханки", которую рисовали многочисленные энтузиасты.

Фантазия на тему буханки. Кадр из видеоролика
Фантазия на тему буханки. Кадр из видеоролика

На предприятии проводится оптимизация. В рамках этих мероприятий реализуются непрофильные активы. Так продан испытательный центр, продано здание штаб-квартиры. Объемы сделок для автопроизводителя в общем-то небольшие: озвучиваются цифры в 45 и 200 миллионов рублей соответственно. Зато теперь надо арендовать помещения для менеджмента, а об испытаниях наверное предполагается забыть.

Проблемы УАЗа - это давно не новость. Предприятие уже не первый год генерирует убытки. При неплохих объемах выпуска (до 40 тысяч единиц продукции в год), и стабильных заказах со стороны Министерства обороны, МВД и других государственных структур и окологосударственных организаций, казалось бы, завод не должен был уходить в перманентный кризис. Тем не менее факт налицо. Предприятие убыточно, перспектив нет. В чем причина? Некомпетентность руководства? Намеренный саботаж?

Руководство признается в невозможности создать новый продукт. Пошли разговоры о необходимости поставить на уазовский конвейер разработки иностранных автопроизводителей, видимо эту перспективу описывает Ширинов, говоря о "более грамотном решении". Присутствуют варианты отверточной сборки внедорожников Isuzu или американо-индийского Jeep CJ-5. Таким образом, Ульяновский автозавод может стать цехом по отверточной сборке не самых свежих иномарок.

Как на это посмотрят военные? В стране, армия которой является первой или второй в мире по боеспособности (смотря кто и как оценивает), не будет собственного универсального легкового автомобиля. Военные будут ездить на японских или американских разработках, двигатели и электроника к этим автомобилям будет поставляться из-за рубежа. Это же не просто удар по престижу, это удар по обороноспособности страны.

АвтоВАЗ

Что касается АвтоВАЗа, то здесь ситуация выглядит не столь печальной. По крайней мере о закрытии перспективных проектов речь никто не ведет. Но много говорится о том, что тольяттинский автогигант намерен в ближайшем будущем полностью перейти на платформу CMF-B. Точнее, надо полагать, это желание исходит от французов из Renault, которые в соавторстве с Nissan и Mitsubishi разработали эту платформу, на которую и собираются подсадить АвтоВАЗ и румынскую Dacia.

Renault, являющийся ключевым собственником АвтоВАЗа, претворяет в жизнь свой проект под названием Renaulution. В рамках этой "Ренолюции" предстоит объединение производителей: российской Lada и румынской Dacia.

Развитие собственных платформ, на которых построена флагманская модель автозавода - LADA Vesta и бюджетная модель - LADA Granta, которое вполне осуществимо, но требует серьезных инвестиций, согласно планам французов не стоит на повестке дня, и после полного перехода на CMF-B, а также после окончания производства нынешнего поколения автомобилей семейства Vesta и Granta, собственные разработки предадут забвению. Также в перспективе до середины десятилетия должна быть оставлена французская "старая" платформа B0, на которой построены Largus и X-Ray. Ну а предмет гордости многих россиян - внедорожник "Нива", в нынешнее непростое время получивший прозвище "Niva Legend", - также предстоит перевести на вышеуказанную платформу. С милостивой руки руководства Renault это будет позволено сделать тольяттинским инженерам. Справились же когда-то, сделав из итальянской малолитражки Fiat-124 легендарный вездеход.

Обычный кадр в российских лесах - Нива штурмует грязь.
Обычный кадр в российских лесах - Нива штурмует грязь.

"Ренолюция", по крайне мере так заверяет корпоративное издание, "придаст значительный импульс трансформации АВТОВАЗа в эффективного автопроизводителя мирового класса и росту профессиональных компетенций его сотрудников". Для бизнеса французского автопроизводителя эта трансформация - несомненный плюс. Для АвтоВАЗа, как самостоятельной бизнес-единицы, надо полагать - тоже. Для экономики города, для которого предприятие является градообразующим, как и для всей страны, все-таки больше минусов: рискуют закрыться многие смежные производства, поставщики запчастей. Не исключено, что под предлогом более высокого качества предпочтение будет отдано зарубежным, в первую очередь французским, производителям. Что очевидно сделает конечный продукт дороже.

Что в итоге

Спасти УАЗ могут только масштабные инвестиции. Будут ли они окупаемы в обозримой перспективе - вопрос открытый. Поэтому завод явно не сможет найти инвестора, заинтересованного прежде всего в получении прибыли. Но поскольку его вполне можно отнести к стратегическим предприятиям, то очевидным является подключение государства к спасению автозавода. Примеры и в мировой, и в российской практике имеются. Самый яркий кейс: американский Крайслер в конце 70-х годов прошлого века был не в лучшем состоянии, чем нынешний УАЗ. Тем не менее, грамотное руководство и поддержка государства спасли его от закрытия.Конечно, в первую очередь, следовало бы сменить неэффективный менеджмент. Может быть есть в России свой Ли Якокка.

АвтоВАЗ не нуждается в спасении, с менеджментом там порядок. Российский совладелец предприятия - корпорация "Ростех", задачей которой является "содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, организаций...". По всей вероятности "Ростех" устраивает план развития автозавода, продвигаемый "Renault". Ну а смежники будут вынуждены перестраиваться или уйти с рынка. В конце концов производить автомобили - это не атомные или космические станции строить, можно и зарубежный опыт эффективно использовать, главное - не сильно прогадать.

Авто
5,66 млн интересуются