Найти в Дзене

Директивный и недирективный методы в общении. Когда нужен каждый из них?

Оглавление
Директивный и недирективный метод
Директивный и недирективный метод

Коучи в своей работе используют недирективный подход. Это позволяет выстраивать с клиентами партнерские отношения и помогает клиенту самому найти наилучшее для себя решение. Но где еще кроме коучинга применим такой метод общения и нужен ли он кому-то кроме коучей?

Что такое директивный и недирективный метод

Рассмотрим на примере. Представьте, что предприниматель хочет увеличить свой доход в 2 раза. Он обращается для этого к специалисту.

Директивное общение:

— Добрый день, какая ваша цель?

— Увеличить доход в 2 раза.

— Это можно сделать несколькими способами, я предлагаю сейчас сделать упор на построении команды и распределении обязанностей. Выпишите все рабочие роли, в которых вам приходится находиться в течение рабочего дня, и посмотрите, которые из них вы можете делегировать.

Недирективное общение:

— Добрый день, какая ваша цель?

— Увеличить доход в 2 раза.

— Почему эта цель важна для вас?

— Эта сумма закрыла бы все мои базовые потребности

— Как считаете, почему у вас все еще нет этой суммы?

— Мне кажется, я слишком много на себя взвалил. У меня не остается времени даже подумать, я постоянно мечусь между рабочими процессами.

— А как бы хотелось себя ощущать?

— Спокойно. Сидя в своем кресле и занимаясь построением стратегии.

— Что может помочь это осуществить?

— Думаю, мне пора создавать команду!

Казалось бы, второй разговор занял намного больше времени, но в нем клиент сам пришел к выводу о построении команды. Это его желание, а не навязанное извне. Он прочувствовал, какие выгоды получит, и это не только увеличение дохода, но и чувство спокойствия. Такое решение клиент будет выполнять с большим энтузиазмом, потому что он четко понимает, зачем ему это нужно.

Так может, недирективный метод — это та волшебная таблетка, которая поможет в любом общении? Не совсем.

Директивный метод необходим, когда:

  • нужно быстро принимать решения,
  • нужно действовать четко по инструкции,
  • важна иерархия.

Если вы учитесь водить автомобиль, вам не нужна недирективность, вам нужна четкая инструкция, куда жать и что крутить.

Но если вы родитель и пытаетесь объяснить ребенку, что в луже он промочит ноги, то у вас 2 варианта:

  1. Каждый раз, подходя к луже, брать ребенка за руку и повторять, что туда лезть нельзя, там мокро.
  2. Дать ему исследовать эту лужу и самому убедиться, что она мокрая, а ногам в сырых ботинках холодно.

Недирективный метод хорошо работает, когда нужно:

  • человеку принять решение относительно себя самого,
  • сплотить команду и дать возможность всем ее членам высказывать мнение,
  • поддержать чью-то инициативу,
  • найти какое-то общее решение,
  • посмотреть на задачу нестандартно,
  • выстроить партнерские отношения.

Обычно человек, сам того не замечая, использует оба эти метода в своем общении как на работе, так и дома, с партнером и детьми. Но если ваш разговор зашел в тупик, спросите себя, каким методом вы только что пользовались. Иногда бывает достаточно убрать директивность и «включить внутреннего коуча», чтобы конфликт исчез.

Как еще коучинг помогает в выстраивании отношений, можно прочитать в этой статье.