Коучи в своей работе используют недирективный подход. Это позволяет выстраивать с клиентами партнерские отношения и помогает клиенту самому найти наилучшее для себя решение. Но где еще кроме коучинга применим такой метод общения и нужен ли он кому-то кроме коучей?
Что такое директивный и недирективный метод
Рассмотрим на примере. Представьте, что предприниматель хочет увеличить свой доход в 2 раза. Он обращается для этого к специалисту.
Директивное общение:
— Добрый день, какая ваша цель?
— Увеличить доход в 2 раза.
— Это можно сделать несколькими способами, я предлагаю сейчас сделать упор на построении команды и распределении обязанностей. Выпишите все рабочие роли, в которых вам приходится находиться в течение рабочего дня, и посмотрите, которые из них вы можете делегировать.
Недирективное общение:
— Добрый день, какая ваша цель?
— Увеличить доход в 2 раза.
— Почему эта цель важна для вас?
— Эта сумма закрыла бы все мои базовые потребности
— Как считаете, почему у вас все еще нет этой суммы?
— Мне кажется, я слишком много на себя взвалил. У меня не остается времени даже подумать, я постоянно мечусь между рабочими процессами.
— А как бы хотелось себя ощущать?
— Спокойно. Сидя в своем кресле и занимаясь построением стратегии.
— Что может помочь это осуществить?
— Думаю, мне пора создавать команду!
Казалось бы, второй разговор занял намного больше времени, но в нем клиент сам пришел к выводу о построении команды. Это его желание, а не навязанное извне. Он прочувствовал, какие выгоды получит, и это не только увеличение дохода, но и чувство спокойствия. Такое решение клиент будет выполнять с большим энтузиазмом, потому что он четко понимает, зачем ему это нужно.
Так может, недирективный метод — это та волшебная таблетка, которая поможет в любом общении? Не совсем.
Директивный метод необходим, когда:
- нужно быстро принимать решения,
- нужно действовать четко по инструкции,
- важна иерархия.
Если вы учитесь водить автомобиль, вам не нужна недирективность, вам нужна четкая инструкция, куда жать и что крутить.
Но если вы родитель и пытаетесь объяснить ребенку, что в луже он промочит ноги, то у вас 2 варианта:
- Каждый раз, подходя к луже, брать ребенка за руку и повторять, что туда лезть нельзя, там мокро.
- Дать ему исследовать эту лужу и самому убедиться, что она мокрая, а ногам в сырых ботинках холодно.
Недирективный метод хорошо работает, когда нужно:
- человеку принять решение относительно себя самого,
- сплотить команду и дать возможность всем ее членам высказывать мнение,
- поддержать чью-то инициативу,
- найти какое-то общее решение,
- посмотреть на задачу нестандартно,
- выстроить партнерские отношения.
Обычно человек, сам того не замечая, использует оба эти метода в своем общении как на работе, так и дома, с партнером и детьми. Но если ваш разговор зашел в тупик, спросите себя, каким методом вы только что пользовались. Иногда бывает достаточно убрать директивность и «включить внутреннего коуча», чтобы конфликт исчез.
Как еще коучинг помогает в выстраивании отношений, можно прочитать в этой статье.