Каждый инвестор стремится собрать портфель так, чтобы он давал максимальную выгоду с минимальными рисками. Выбирая компанию в портфель многие придерживаются определенных алгоритмов, которые выработали, некоторые покупают "как все", другие проводят краткий фундаментальный анализ, остальные же покупают акции компаний которыми пользуются в повседневной жизни. В этой статье мы поговорим о фундаментальных показателях на которых надо делать упор и максимально анализировать при выборе компании в свой портфель, так же рассмотрим на конкретном примере небольшой компании.
Тем, кто недавно на фондовом рынке Я рекомендую купить и прочитать книгу Уоррен Баффет рекомендует " Как найти идеальную для инвестора компанию" написанию Мэри Баффет и Дэвидом Кларком. Данную книгу можно хранить, как настольную и периодически перечитывать.
Разбираем фундаментальные показатели на примере
Перед тем, как выбирать основные фундаментальные показатели, давайте разберем на примере компании, которая печёт хлеб и рассмотрим её финансовую деятельность.
У нас есть компания " Вкусный хлеб", которая печёт хлеб и продает своим клиентам в розницу. У компании есть в районе небольшой магазин и пекарня, в среднем за день компания продает 1000 единиц продукции, каждая булка стоит 40 ₽. В год компания продает 365 000 булок хлеба.
У компании выпущено 1000 акций, всего владельцев около 10 человек, которые имеют разную долю. 1 акция на рынке стоит 18 250 ₽, капитализация компании 18,25 миллионов ₽.
Компания в год зарабатывает 14,6 миллионов ₽. Себестоимость производства 1 единицы продукции 20 ₽, остальные расходы на 1 единицу продукции -10 ₽. Чистая прибыль компании "Вкусный хлеб" - 3 650 000 ₽.
P/S - 0.8
P/E - 5
Чистая рентабельность - 25%
У компании так же есть краткосрочные кредиты, такие как кредит на оборудование для производства и долгосрочные, такие как контракт на долгосрочную аренду.
У компании есть активы, которые оцениваются в 20 миллионов ₽
В итоге капитализация компании меньше, чем активы
Если считать себестоимость производства без амортизации, налогов и процентов по кредитам, то она равна 20 ₽ за 1 единицу продукции.
Соответственно EBITDA 7.3 миллиона ₽ в год
Долг компании 9 125 000 ₽ за кредит на оборудование и долгосрочный договор аренды.
Соответственно Долг/EBITDA - 1,25
Район в котором работает компания постепенно расширяется, строится новое жилье и увеличивается количество жителей, соответственно рост продаж увеличивается в среднем на 20% в год.
Можно предположить, что в следующем году выручка будет 17,52 миллионов ₽, а чистая прибыль будет в районе 4,38 миллиона ₽
Компания платит 50% от чистой прибыли в виде дивидендов. В этом году компания заработала 3,65 миллиона ₽, соответственно на дивиденды направит 1 825 000 ₽, учитывая налог в 13% на каждую акцию выходит 1 587,75 ₽ .
В итоге если акция данной компании стоит 18 250 ₽, а годовые дивиденды 1 587,75 ₽, то доходность 8,7% годовых.
Компания в будущем планирует открывать свои точки в новых районах и продавать хлеб новым клиентам, так же компания планирует сделать подписку с бесплатной доставкой и заключить с клиентами долгосрочные договора от 1 года и более.
Но у компании есть и риски, подорожание сырья, коммунальных услуг, выход на рынок новых игроков, ведь открыть такой бизнес не требует больших затрат и так далее.
Какие фундаментальные показатели анализирует большинство инвесторов
- P/E - соотношение капитализации компании и её чистой прибыли
Данный показатель с одной стороны является одним из важных, с другой стороны очень изменчив и не может показывать реальной ситуации в компании. Если взять нашу компанию "Вкусный хлеб", то она имеет определенное количество постоянных клиентов и постепенно наращивает свою выручку и чистую прибыль, волатильность данного показателя будет минимальна, ведь оборудование покупается в основном за счет долгосрочного кредита.
Давайте возьмем пример, что оборудование для новой точки стоит районе 10 миллионов ₽ и компания решила свою прибыль не раздать акционерам, а вложиться в новую точку без кредитных средств, соответственно 1 год компания сможет показать минимальную прибыль и показатель P/E сильно просядет, но откроются новые возможности , а так же вырастут активы компании.
- P/S - отношение рыночной капитализации к её валовой выручке
На данный показатель я обращаю ещё меньше внимание, чем на P/E. Я в своей голове держу следующую фразу:
Рост выручки не означает рост чистой прибыли
Давайте возьмем ритейл и нынешнее резкое повышение цен на продукты питания. Можно сделать однозначный вывод, что компания нарастит валовую выручку, но далеко не факт, что сможет нарастить чистую прибыль. Чем больше инфляция, тем легче улучшить показатель валовой выручки.
- P/BV -отношение цены компании к её балансовой стоимости
Тут все довольно ясно, если показатель меньше 1, то акция компании номинально стоит дешевле, чем активы. Но тут стоит учесть, что оценка стоимости активов не является показательным.
Если мы возьмем нашу компанию "Вкусный хлеб", то увидим, что изначально оценка наших активов 20 млн ₽, но если вдруг компания захочет закрываться и распродавать все свои активы, то может выяснится, что все оборудование можно быстро продать максимум за 10 млн ₽, а основной актив компании - её сотрудники и лояльные клиенты, у многих из которых подписка на доставку хлеба на дом в течение года.
- Долг/EBITDA – долговая нагрузка компании, относительного денежного потока за вычетом амортизации, процентов и налогов
Я не особо рассматриваю показатель EBITDA, ведь амортизация оборудования, налоги и проценты по кредитам, такая же часть расходов, как и себестоимость продукции.
У нашей компании "Вкусный хлеб" долг 9 125 000 ₽ за кредит на оборудование и долгосрочную аренду помещения, EBITDA - 7.3 млн. ₽, соответственно значение данного показателя 1,25.
С помощью данной метрики можно определить компания в долгах, как в шелках или нет и сколько времени бы у неё заняло, если гасить все кредиты.
- Рост чистой прибыли / выручки
Если у компании растут данные показатели, значит она развивается и продает больше своей продукции/услуг. Я люблю компании, которые, как минимум в среднем в год увеличивают на 10% данные показатели.
- Чистая рентабельность – отношение чистой прибыли компании к её выручке
У нашей компании "Вкусный Хлеб" рентабельность 25% - это означает, что с каждого ₽ выручки, компания зарабатывает 25 копеек чистой прибыли. Я люблю компании, у которых рентабельность не меньше 20%. Почему я не люблю ритейл ? У данных компаний рентабельность не превышает 5%, например у Магнита - 2,6% , у X5 - 1.7%. Если мы сравним ритейл с Русгаро - 19,6%, то увидим разницу в 10 раз по сравнению с X5.
Если X5 нарастит свою выручку на 100 миллиардов ₽, то получит дополнительно 1,7 миллиарда ₽ чистой прибыли.
Если Русгаро нарастит свою выручку на 100 миллиардов ₽, то получит дополнительно 19,6 миллиардов ₽ чистой прибыли.
Как вы понимаете до бесконечности наращивать выручку не получится :).
- Дивиденды – часть прибыли компании, распределяемая между акционерами, участниками в соответствии с количеством и видом акций, долей, находящихся в их владении.
Дивиденды имеют огромное влияние на стоимость акций компании. В своей статье "Дивиденды и их влияние на стоимость акций" я уже делал расчеты и определенные выводы.
С одной стороны дивиденды это отлично, компания возвращает часть своей прибыли акционерам, с другой стороны номинально компания уменьшает свою чистую прибыль ( в России в среднем налог 13% , в США 30%). Наша компания "Вкусный Хлеб" направила на дивиденды 1 825 000 ₽, но акционеры в общем получат 1 587,75 ₽, 237 250 ₽ уйдут в налоговую к налогу на прибыль ( в нашей стране в среднем 20%).
- Нераспределенная прибыль - денежные средства, которые остаются у компании после расходов, выплаты дивидендов, средств потраченных на выкуп акций и выплаты всех налогов.
Уоррен Баффет очень любит данный показатель, ведь он показывает, как идут дела у компании и насколько сильно она наращивает свои денежные активы.
Если взять нашу компании "Вкусный хлеб", то она по итогам года заработала 3,65 миллиона ₽, собственные акции не выкупала, а на дивиденды потратила 1 825 000 ₽, соответственно нераспределенная прибыль 1 825 000 ₽.
В будущем компания может потратить данные деньги на выкуп акций, раздать деньги акционерам через дивиденды, погасить долги или вложить в бизнес.
- Нераспределенная прибыль / Стоимость акции
Я так же люблю смотреть данный показатель, он показывает сколько нераспределенной прибыли условно приходится на 1 акцию компании. Если мы представим, что наша компания "Вкусный хлеб" будет каждый год в нераспределенную прибыль откладывать 1 825 000 ₽, то через 5 лет накопится сумму 9 125 000 ₽, при нынешней капитализации 18 250 000 ₽ , на 1 ₽ капитализации приходится 50 копеек нераспределенной прибыли.
Например у Интер Рао на данный момент 402 миллиарда ₽ нераспределенной прибыли ( помимо пакета казначейских акций ), а капитализация 460 миллиардов ₽, соответственно на 1₽ капитализации приходится 87 копеек нераспределенной прибыли.
При первичном анализе я смотрю в основном данные показатели, если анализировать компанию более глубоко, то надо в первую очередь смотреть динамику основных показателей, а так же обращать внимание на все показатели в финансовой отчетности.
В статье "Выбор компаний в портфель с помощью фундаментальных показателей, ранжирования и весовых коэффициентов" Я уже анализировал компании из секторов: Электросети, Электрогенерация, Энергосбыт и выбирал самые перспективные.
Ещё раз хочу порекомендовать прочитать книгу Уоррен Баффет рекомендует "Как найти идеальную для инвестора компанию", прочтение займет не более 4-5 часов, но даст вам хорошие начальные знания с финансовой отчетностью компаний.
А какие фундаментальные показатели компании для вас важны ? По каким критериям Вы выбираете компанию в свой портфель ?