В одной из предыдущих статей об авиации я упомянул, что не только данные о потерях противника чаще всего не точны (в том числе и по вполне объективным причинам), но и в собственных отчётах могут быть разночтения.
И решил для примера провести маленькое исследование. Как известно, способов подсчёта потерь основных два. Первый, и вроде бы самый правильный — посчитать каждый сбитый самолёт. Второй, гораздо менее точный, считать изменения количества самолётов на разные даты.
Поскольку у нас есть возможность рассмотреть оба варианта, то почему бы не сравнить.
Для этого воспользуемся опубликованными данными самых авторитетных в этом вопросе авторов — Александра Заблотского и Романа Ларинцева. Эти же данные есть и в западных источниках. Хотя они и основаны на самых надёжных вроде бы сводках, но сами авторы публикаций подчёркивают, что в них много не хватает. Особенно, начиная с 1944 года.
С другой стороны, у нас есть данные по движению самолётного парка на уровне авиационных групп и отдельных эскадрилий, опубликованные на сайте уважаемого Майкла Хольма.
Потому, правильнее всего выбрать пару истребительных эскадр в первой половине 1943 года.
Я решил рассмотреть и сравнить данные о потерях 52-й и 3-й истребительных эскадр за май месяц 1943 года.
Я дам относительно подробно, поскольку это может многим пригодится для разных целей, но кому скучны цифры, могут сразу переходить к итогам, пролистав пару страниц вниз.
Для начала посмотрим сводки потерь по 52-й эскадре.
- 1-го мая выбыли 2 самолёта 15-й эскадрильи — аварии, и 1 самолёт 2-й группы уничтожен на аэродроме корабельной артиллерией;
- 3-го мая 1 самолёт 2-й группы сбит в воздушном бою;
- 4-го мая в воздушном бою сбиты 2 самолёта 3-й группы и 15-й эскадрильи;
- 5-го мая самолёт 2-й группы выбыл — повреждение двигателя;
- 6-го мая в воздушном бою потеряны 2 самолёта 2-й группы и 1-й 3-й;
- 7-го мая из-за аварий потеряно 3 самолёта 1-й группы;
- 8-го мая в воздушном бою потеряно 4 самолёта 2-й и 3-й групп, 1 самолёт 2-й группы сбит зенитной артиллерией, ещё 3 выбыли по техническим причинам;
- 9-го мая 3 самолёта 1-й группы потерпели аварии;
- 10-го мая 1 самолёт 3-й группы сбит зенитной артиллерией и 1 самолёт 2-й группы сбит в воздушном бою;
- 13-го мая 1 самолёт 2-й группы сбит в воздушном бою и 2 самолёта 3-й группы и 15-й эскадрильи потерпели аварии;
- 14-го мая 2 самолёта 15-й эскадрильи перелетели к нам (как их считать непонятно). Эскадрилья комплектовалась хорватскими лётчиками, так что их побег не удивителен;
- 16-го мая сбито в воздушном бою 2 самолёта 1-й группы;
- 19-го мая потерпел аварию 1 самолёт 1-й группы;
- 20-го мая 1 самолёт 2-й группы сбит зенитной артиллерией;
- 21-го мая 1 самолёт 3-й группы сбит в воздушном бою;
- 23-го мая 1 самолёт 1-й группы сбит в воздушном бою;
- 24-го мая 1 самолёт 2-й группы сбит в воздушном бою и 1 самолёт 15-й эскадрильи — авария;
- 26-го мая 2 самолёта 1-й и 2-й групп сбиты в воздушном бою, 3 самолёта выбыли по 3 техническим причинам и 1 — причины не указаны;
- 27-го мая 2 самолёта 1-й группы и 2 3-й сбиты в воздушном бою;
- 28-го мая 2 самолёта 1-й и 3-й групп сбиты в воздушном бою и 2 самолёта 3-й группы — огнём зенитной артиллерии;
- 29-го мая в воздушном бою сбито 3 самолёта 2-й и 2 3-й группы, 2 самолёта 3-й группы выбыли по техническим причинам;
- 30-го мая 1 самолёт 1-й группы и 2 3-й сбиты в воздушном бою, 1 1-й группы сбит зенитной артиллерией;
- 31-го мая 2 самолёта 1-й и 3-й групп сбиты в воздушном бою.
Всего у меня получается, что за май месяц 52-я эскадра потеряла в воздушных боях, от зенитной артиллерии и при атаках на аэродромы 42 самолёта.
Теперь посмотрим у Майкла Хольма. У него движение (убывание) матчасти указано по четырём позициям: выбывшие самолёты в результате действий противника, выбывшие без участия противника, отправленные на капитальный ремонт и переданные в другие части.
Дабы не усложнять, давайте посмотрим лишь те самолёты, что выбыли в результате действий противника.
- В 1-й группе на 1-е мая был 31 истребитель Bf.109G-2. Потерян за месяц 1 самолёт;
- Во 2-й группе на 1-е мая было 8 истребителей Bf.109G-2 и 22 Bf.109G-4. За месяц потеряно 15 самолётов;
- В 3-й группе на 1-е мая было 5 истребителей Bf.109G-2 и 34 Bf.109G-4. За месяц потеряно 19 самолётов;
- В 15-й отдельной хорватской эскадрилье было на 1-е мая 11 Bf.109G-2. Из которых за месяц потеряли 6 самолётов.
Получается, что вся 52-я эскадра потеряла за май 41 самолёт. Расхождение в разных источниках на один самолёт.
Теперь посмотрим данные по 3-й эскадре:
- 2-го мая потеряно 3 самолёта 3-й группы от огня зенитной артиллерии;
- 4-го мая 1 самолёт той же группы по той же причине;
- 6-го мая потеряно 3 самолёта 3-й группы, причина — бомбардировка и зенитная артиллерия;
- 7-го мая потеряно 2 самолёта. Один – авария, про второй неизвестно;
- 9-го мая потерян 1 самолёт 2-й группы в воздушном бою;
- 10-го мая потеряно 2 самолёта. Самолёт 2-й группы — бомбардировка, 3-й группы авария;
- 11-го мая 1 самолёт 2-й группы сбит зенитной артиллерией и 1 3-й группы — авария;
- 13-го мая 1 самолёт 2-й группы — авария и 1 3-й группы уничтожен при бомбардировке аэродрома;
- 15-го мая 1 самолёт 2-й группы — авария;
- 17-го мая 1 самолёт 2-й группы — авария;
- 18-го мая 1 самолёт 3-й группы — авария;
- 19-го мая 1 самолёт 3-й группы — авария;
- 20-го мая 1 самолёт 2-й группы сбит зенитной артиллерией;
- 21-го мая 2 самолёта 3-й группы сбиты зенитной артиллерией и истребителем;
- 27-го мая 1 самолёт 3-й группы — авария;
- 29-го мая 1 самолёт 2-й группы выбыл по неизвестной причине и 1 3-й группы по технической;
- 30-го мая 2 самолёта 3-й группы сбиты в воздушном бою и 1 зенитной артиллерией, 2 самолёта 3-й группы — аварии.
Если я не ошибся, то выбыло у 3-й эскадры за май по боевым причинам 20 самолётов
Теперь обратимся к сводным данным уважаемого Майкла Хольма.
- Во 2-й группе на 1-е мая указано 27 истребителей Bf.109G-2 и Bf.109G-4. За май выбыло 4 самолёта;
- В 3-й группе на 1-е мая указано 35 истребителей Bf.109G-4. За май выбыло 11 самолётов.
То есть по 3-й эскадре расхождения больше, но, там было несколько случаев посадки сбитого самолёта, и, возможно, они не были списаны, или отправлены на ремонт.
Так что с одной стороны, можно говорить, что цифры примерно сходятся. Но с другой, подобные расхождения дают лишь повод скептикам заявить, что у немцев статистика потерь липовая. И это редкий случай, когда согласиться хочется и с Энгельсом, и с Каутским. Поскольку точные данные при подобном масштабе боевых действий определить, скорее всего, невозможно. И источников информации мало, и противоречий между ними много.
Однако, порядок потерь можно понять достаточно точно.
А это уже немало. Наверное, многие уже обратили внимание, что эскадры и месяц я выбрал не случайно. На май приходится большая часть знаменитого воздушного сражения на Кубани. А две выбранные эскадры — как раз и принимали участие в оном, представляя истребительную авиацию Люфтваффе.
По советским данным с 29-го апреля по 10-е мая было уничтожено 368 немецких самолётов. За период же с 25-го мая по 7-е июня было уничтожили 315 немецких самолётов. Конечно, потери были и среди других видов авиации: бомбардировочной, транспортной, штурмовой. Но масштаб потерь среди истребительной авиации Люфтваффе в этом сражении в мае месяце можно оценить.
Надеюсь, эта информация будет полезна.
Я же порекомендую ещё свою статью:
Первые Герои Великой Отечественной: какой же подвиг они совершили?