Найти в Дзене
miura.servisnyi.tsenter

Замена тормозной жидкости: с какой периодичностью выполнять процедуру и зачем

Оглавление

Замена ТЖ (тормозной жидкости) — обязательная процедура, которую выполняет каждый автовладелец. В статье мы расскажем, что собой представляет продукт, как часто его нужно менять, как правильно выбрать состав и почему нельзя игнорировать рекомендации экспертов.

Что собой представляет тормозная жидкость?

Это состав, который заливают в гидравлическую тормозную систему авто, чтобы обеспечить ее работоспособность. Компоненты ТЖ позволяют ей всегда оставаться в жидком состоянии и не закипать при сильном нагреве.

Что нужно знать о ТЖ:

  1. Это едкая жидкость. Поэтому важно не допускать ее контакта с лакокрасочным покрытием автомобиля. Если состав попадет на ЛКП автомобиля, его нужно удалить как можно скорее.
  2. ТЖ становится непригодной для использования после контакта с минеральным маслом. Если даже часть масла попадет в жидкость, ее запрещено заливать в машину. Применение такой ТЖ приведет к выходу из строя тормозной системы.
  3. ТЖ негативно влияет на моторное масло. Продукт нужно выбросить, если жидкость в него попала.

ТЖ токсична: способна в течение долгих лет отравлять флору и фауну в месте, где разлита. Поэтому утилизировать ее желательно при помощи компаний, которые на этом специализируются. Специалисты перерабатывают опасные отходы в соответствии с законодательством.

Как работает ТЖ?

У современных машин тормоза имеют гидравлический привод. Он функционирует достаточно просто. Водитель зажимает педаль тормоза и тем самым давит на поршень в главном тормозном цилиндре. Его движение заставляет ТЖ из главного цилиндра перемещаться по трубкам и шлангам, давить на поршни в рабочих цилиндрах тормозов. Последние прижимают колодки к дискам или барабанам, трение между которыми и ведет к замедлению авто. Когда водитель перестает жать на педаль, давление в системе минимизируется и процесс торможения замедляется.

Какие задачи решает ТЖ?

Каждому владельцу транспортного средства желательно знать, какие функции выполняет продукт. Рассмотрим их подробнее:

  1. ТЖ передает давление от главного цилиндра тормозной системы на колесные элементы и обеспечивает торможение автомобиля. Это ее основная задача.
  2. Жидкость продлевает срок службы тормозной системы. Использование подходящего состава помогает замедлить процесс изнашивания элементов.
  3. ТЖ обеспечивает управляемость авто в различных условиях, включая ситуации, когда необходимо экстренное торможение.
  4. Тормозная жидкость помогает создать безопасные условия для вождения транспорта. С ее помощью водитель может останавливать машину в нужный момент: на парковке, перекрестке или в другом месте.

Таким образом, ТЖ делает автомобиль более управляемым, безопасным и комфортным в использовании. Без перечисленных составляющих вождение невозможно.

Что нужно учитывать при выборе ТЖ?

Выбирая тормозную жидкость, автовладельцу необходимо учитывать ее виды и основу состава.

ТЖ много, рассмотрим особенности наиболее популярных продуктов:

  1. ДОТ 3. Состав на основе полимера этиленгликоля и полиэфиров. Его можно сочетать с другими гликолевыми ТЖ. Жидкость может работать как жарким летом, так и холодной зимой. Невысокая цена делает ее востребованной среди белорусских автолюбителей. ТЖ покупают для автомобилей с барабанными тормозами, а также для дисковых тормозов, которые находятся на передних колесах.
  2. ДОТ 4. Основа такая же, как у предыдущей, только кроме сложных эфиров, в составе содержится борная кислота, которая может нейтрализовать лишнюю влагу. ДОТ 4 не конфликтует с ДОТ 3, поэтому их смешивают при необходимости. Жидкость служит не более двух лет. Чаще всего ее покупают владельцы автомобилей, оборудованных дисковыми тормозами.
  3. ДОТ 5. Служит дольше остальных — до пяти лет благодаря силикону в составе. Отличается стабильной вязкостью и высокой температурой кипения (260 °С). Жидкость может отталкивать воду, что одновременно является ее достоинством и недостатком. Минус в том, что лишняя вода, которая не смешивается с жидкостью, со временем скапливается в нижних отделах ТС, и получившаяся водяная масса замерзает при минусовой температуре. Еще один недостаток ДОТ 5 в том, что она обладает низкой смазывающей способностью в сравнении с гликолевыми составами. Также продукт на основе полимеров способен поглощать значительное количество воздуха, из-за чего его нельзя использовать для автомобилей, оборудованных АБС (системой, которая предотвращает блокировку колес при торможении).
  4. ДОТ 5.1. ТЖ изготавливают на основе гликолей и добавляют в нее много дополнительных присадок. За счет этого у них более высокая температура кипения, чем у ДОТ 3 и ДОТ 4, а также стабильно низкая вязкость. Продукт можно использовать около трех-четырех лет. Жидкости этого типа — единственные, которые можно заливать в машины с ABS.

Таким образом, тормозные жидкости можно разделить на две большие группы: гликолевые, к которым относят ДОТ 3 и ДОТ 4, а также силиконовые, куда входит ДОТ 5. У каждого типа свои особенности, плюсы и минусы. Покупать продукт нужно с учетом рекомендаций изготовителя автомобиля. Для справки: в США и Японии в основном используют ДОТ 3, в Европе и СНГ — ДОТ 4.

Как часто нужно выполнять замену ТЖ?

Большую часть белорусских машин заправляют гликолевыми составами. Заводы-изготовители в инструкциях по эксплуатации обычно указывают, что замену ТЖ нужно производить раз в два года. Не стоит игнорировать рекомендации: несвоевременная заправка может привести к тому, что в один момент автомобиль останется без тормозов.

Иногда возникают ситуации, когда срок годности ТЖ не истек, но она потеряла свои свойства и плохо справляется с работой. Ознакомьтесь с признаки того, что необходима замена жидкости:

  1. Торможение становится менее эффективным. Это может происходить даже при наличии достаточного количества тормозной жидкости в бачке. Так происходит из-за увеличения количества воды — когда ее уровень превышает 5%. В таком случае состав становится непригодным к использованию. Проверить процент воды можно с помощью специального тестера. Это прибор, оснащенный чувствительным индикатором, который показывает точную информацию.
  2. На элементах тормозной системы заметны следы коррозии. ТЖ имеет свойство впитывать в себя влагу, и когда это происходит, она становится более агрессивной и провоцирует коррозию. Коррозионные процессы могут распространяться на многочисленные устройства, в том числе дорогие, как гидронасос ABS.
  3. В бачке есть отложения в виде хлопьев, которых не должно быть при правильных условиях обслуживания и эксплуатации. Проблема снова заключается в гигроскопичности тормозной жидкости. Она перегревается, когда накапливает слишком много воды. Из-за перегрева в ней могут появиться продукты износа манжет и уплотнений в ТС. Хлопья и другие отложения также могут появиться из-за использования ТЖ плохого качества.

Водителю нужно быстро реагировать, если он заметил хотя бы один из перечисленных признаков необходимости замены тормозной жидкости. Промедление может привести к поломкам тормозной системы и ДТП.

Процесс замены тормозной жидкости

Если срок годности продукта истек, в состав попала влага, ТЖ стала более вязкой или на панели управления загорелся значок ABS, необходимо посетить станцию техобслуживания. Опытные автомеханики работают с учетом требований изготовителя авто. Делают работу быстро и качественно.

Если привезти машину на СТО не получается, можно выполнить замену жидкости самостоятельно. Для этого нужно:

  1. Заехать на смотровую яму. Замена ТЖ возможна только после обеспечения доступа к каждому колесу.
  2. Заглушить мотор и поставить ручку селектора авто в нейтральное положение. Под колеса нужно подложить противооткатные упоры.
  3. Открыть капот и открутить крышку расширительного бачка на главном тормозном цилиндре.
  4. Снять одно из колес (можно выбрать любое). Для этого необходимо сорвать болты, установить домкрат и поднять машину, а после этого полностью снять колесо.
  5. Очистить зону спускного клапана на ступице колеса. Достаточно использовать тряпку и чистую воду.
  6. Надеть шланг на штуцер клапана, а второй его конец опустить в заранее подготовленную емкость для отработки. Далее нужно взять ключ на 10 мм и снять винт клапана.
  7. Обеспечить слив отработанной тормозной жидкости. Для этого потребуется помощь другого человека. Его задача состоит в том, чтобы прокачивать педаль тормоза 4-5 раз и после этого зафиксировать ее в зажатом положении. В этот момент необходимо приоткрыть клапан — ТЖ начнет попадать в емкость.
  8. Залить новую тормозную жидкость. На этом этапе замены ТЖ снова требуется помощь другого человека. Он должен сесть на водительское сиденье, завести мотор и нажимать педаль тормоза, нагнетая жидкость в систему.
  9. Затянуть винт клапана, поставить на место колесо и перейти к следующему. Переходить нужно к колесу, которое расположено по диагонали.

Перечисленные действия требуется повторить для каждого колеса. По завершении работы желательно выполнить пробный заезд на свободной дороге, чтобы проверить состояние тормозной системы автомобиля.

Авто
5,66 млн интересуются