Первый раз - в первый класс! Как вести себя с первоклассником? Каковы особеннности психики ребёнка в этом возрасте?
Материал подготовлен по лекции «Развитие мозга ребенка. Что помогает и что мешает» директора института возрастной физиологии РАО, доктора биологических наук, профессора, академика РАО Марьяны Безруких.
Все мы с детства помним, что «нервные клетки не восстанавливаются». Да, они умирают (десятки тысяч в день), но столько же клеток и рождается, тоже каждый день. Например, при инсульте сейчас проводят интенсивную работу с больным (чем раньше, тем лучше) и в мозгу образуются новые пути передачи информации взамен умерших и повреждённых инсультом.
Мозгу нужны разные виды деятельности, опыт разных видов деятельности. Поэтому тренировка мозга в чём-то одном, не даёт хорошего эффекта, потому что это получается аналог дрессировки, а не развитие.
Мозг развивается в любом возрасте. Любое задание ребёнку развивает все функции мозга. Развитие функций мозга – это комплексный процесс. Внимание, речь, регуляция (организация) деятельности, восприятие, математические навыки, моторика – эти и многие другие функции развиваются при выполнении практически любой задачи.
Для развития мозга, развития ребёнка, всегда важно правильно формулировать инструкции. Часто говорят, что ребёнок не делает то, о чём его просят: дело в том, что неправильно сформулирована инструкция и он не понял, что и как делать.
После 6-8 лет начинает формирование динамических функциональных систем, например для письма формируется некая мозаика взаимодействия нервных центров, причём всегда работают два полушария. На современном этапе науки о мозге выяснено, что нет правополушарных и левополушарных видов деятельности – всегда работают оба полушария.
Коротко о мифах
- После 3-х лет ребёнку уже поздно развиваться, окно развития закрывается. Эта благоглупость получила широкое распространение с подачи японского журналиста. На самом деле развитие мозга идёт в среднем до 25 лет, хотя желающие развивать мозг могут делать это до глубокой старости.
- Было много разговоров о детях-индиго (высокий интеллект, телепатия). Как-то незаметно разговоры о таких детях исчезли.
- Нужно учить детей читать с 2-3 лет. Письмо и чтение – две стороны одной функции – письменной речи. Эти функции, которые позволят обучать письму и чтению, должны созреть для начала обучения, в среднем это происходит к возрасту 5-6 лет. Если ребёнка, не готового учиться читать, насильно учить, то он сможет читать, но будет делать это плохо, причём очень долгое время.
Современное представление: любая клетка мозга может выполнять любую функцию и на этом строятся методики компенсации утраченных функций. Нарушение слуха, зрения – какие-то клетки коры учатся выполнять эти функции взамен клеток, умерших или повреждённых.
Развитие мозга – это формирование связей между клетками. Чем больше связей, тем больше клеток включено во взаимодействие. В 3 года связей ещё мало. В 8 лет – идёт активное формирование связей. Только новые, нестандартные задачи позволяют формировать новые связи между клетками мозга. Функция селективного внимания (произвольная регуляция деятельности, когда ребёнок может сосредоточиться на конкретной задаче) – формируется в 6-8 лет.
Решение головоломок и разгадывание кроссвордов не развивают мозг, потому что здесь нет элемента новизны. Решение головоломок помогает лишь решать головоломки. Поэтому рекомендовать пожилым эти виды деятельности в качестве профилактики Альцгеймера – бессмысленно.
Особенности развития мозга у подростков
В деятельности мозговых структур в подростковом возрасте есть свои особенности.
1. Относительная слабая активность лобных отделов коры, регулирующих произвольную деятельность. В норме это превалирование НАДО над ХОЧУ. У подростка же превалирует ХОЧУ. НАДО у него осуществляется с большим трудом, НАДО только то, что интересно, то, что привлекательно и то, что даёт позитивный результат и имеет положительное подкрепление (поощрение, награда).
На негативное подкрепление (не будешь учиться – не поступишь в институт) подросток не реагирует, мозг это блокирует. Подростков редко хвалят, награждают, поощряют - позитивное подкрепление редко применяется, зато негативное – часто.
2. Ребёнку нравится делать то, что даёт сиюминутный результат (например, компьютерные игры дают быстрый результат). Это всегда следует иметь в виду при попытке оказать помощь подростку в выборе занятий. При этом всегда нужно искать вариант деятельности, который даёт ребёнку положительное подкрепление – это главная задача родителей.
3. Повышенная реактивность гипоталамуса на стресс взаимодействия со взрослыми. Если имеет место стресс (например цейтнот), то это наносит непоправимый вред развитию мозга и познавательной деятельности. Микрострессы – самые токсичные: утром, например, встали – не успеваем, днём то же самое, вечером. Всё время подгоняем, подгоняем. Было проведено исследование: дошкольники и младшие школьники недосыпают от часа до полутора, а старшие школьники – до 3-х часов. Это - ужасные цифры, так как недосыпание даже на 15 минут резко снижает работоспособность мозга.
4. Самый трудный возраст не 13-15 лет, как мы привыкли считать, а 10-11 лет. В этом возрасте много детей с не оптимальным функционированием мозга. Дети много вертятся, что очень похоже на гиперактивность, но это не так. Способность мозга включиться в деятельность снижена и подростки своей двигательной активностью компенсируют это, они себя заряжают, подстёгивая мозг. Им это жизненно необходимо.
5. Мозг любит тишину, удовлетворение, разные виды деятельности, тогда его развитию ничто не мешает и ничто развитие не тормозит.
6. Внимание, сосредоточенность, ответственность. Эти функции формируются к 9-10 годам. Нельзя взрослому брать на себя эти функции – они тогда у ребёнка не сформируются. Любые когнитивные, управляющиеся функции – формируются, но не сразу, это постепенный процесс. Эмоциональный интеллект – формируется. Если взрослый берёт на себя какую-то функцию – например, контроль за какой-либо деятельностью, то у ребенка функция контроля не сформируется и ребёнок, вырастая, не может ставить перед собой и решать задачи, потому что мозг привык, что его направят в нужную сторону и проконтролируют результат выполнения задачи.
7. То, чего не могут многие подростки – принимать решения в условиях неопределенности, планировать свои действия в этих условиях. Мозг подростков не сформировал эту функцию: взрослые эту функцию брали на себя. Результат – множество тренингов для взрослых людей, где учат именно этому.
Итог. Что помогает развитию мозга и познавательной деятельности:
- Требовательный, но чуткий и добрый стиль взаимодействия
- Ощущение безопасности – позитивное взаимодействие
- Позитивные эмоции. Внимание к эмоциям ребёнка.
- Положительное подкрепление, понимание и поддержка (негативное подкрепление никогда не даёт результат)
- Активное взаимодействие со взрослыми и сверстниками
- Любые виды деятельности, по возможности – разнообразные
- Минимизация стресса и адекватные требования
Что нарушает развитие мозга:
стресс, неадекватные требования, ограничения общения, негативные эмоции, отсутствие внимания.