Найти в Дзене

Токарное искусство в старину: стильно, модно, аристократично

Пожалуй, никогда токарные станки не использовались так широко, а токарные изделия не были такими изощренными и сложными, как в эпоху барокко. 

В XVI веке процветало декоративно-прикладное искусство, а вместе с ним и художественная токарная обработка. Она была популярна даже в аристократических кругах. Император Максимилиан I владел богато украшенным токарным станком. У Петра Первого была токарная мастерская из 27 станков для обработки кости, одна из лучших на тот момент в Европе. Свои токарные мастерские были у курфюрста Августа Саксонского, Фердинанда III.

Одно из токарных костяных изделий курфюрста Саксонского, коих сохранилось 165 штук. Высота 8 см, 16 век
Одно из токарных костяных изделий курфюрста Саксонского, коих сохранилось 165 штук. Высота 8 см, 16 век

В России кроме Петра I и другие аристократы и аристократки увлекались вытачиванием на станке различных безделушек. Екатерина II и Великая Княгиня Мария Фёдоровна изготавливали табакерки, шкатулки, медальоны в подарок близким.

Техника токарной обработки предметов достигла высокой степени сложности в эпоху Возрождения и барокко, когда французские, итальянские и центральноевропейские мастерские производили пустотелые формы не толще листа бумаги из цельных кусков слоновой кости, в обилии ввозимой из-за границы. Священнослужители и дворяне, мужчины и женщины занимались точением как хобби.

Точеный кубок из кости, высота 58,8 см, Кобург, 1630 г, Иоганн Айзенберг
Точеный кубок из кости, высота 58,8 см, Кобург, 1630 г, Иоганн Айзенберг

Слоновая кость — идеальный материал для изготовления точеных сосудов. На токарных станках изготавливались трофеи и произведения искусства сложнейших геометрических и асимметричных форм, призванные поразить зрителя. Эта техника, включающая использование прикладной математики и механики для преодоления природы и превращения ее в искусство.

Точеный кубок из кости, высота 60 см, сер. 17 в.
Точеный кубок из кости, высота 60 см, сер. 17 в.

Француз Шарль Плюмье написал в 1701 году книгу под названием L'art de tourner («Искусство токарной обработки»).В предисловии он объяснил: «Во Франции, Италии, Англии и Германии вытачивание ценится настолько высоко, что вряд ли найдется интеллектуальный человек, который не пытался бы преуспеть в этом искусстве». Он продемонстрировал токарный станок для обработки овалов, который мог копировать заготовки с помощью шаблона.

Точеный шар в шаре из кости, высота 39,5 см, автор Георг Фридель, Дрезден, 1620 г
Точеный шар в шаре из кости, высота 39,5 см, автор Георг Фридель, Дрезден, 1620 г

Точеная чаша из кости, высота 35,5 см, Нюрнберг, мастерская Стефана Зика, 17 век.
Точеная чаша из кости, высота 35,5 см, Нюрнберг, мастерская Стефана Зика, 17 век.
Точеный кубок из карельской березы и кости, изготовленный Петром I, 34,5 см, 1710-1720 гг.
Точеный кубок из карельской березы и кости, изготовленный Петром I, 34,5 см, 1710-1720 гг.

Не только круглые изделия мастера могли изготовить на токарном станке, но и более сложные формы: овалы, спирали, пустотелые шары внутри других шаров, несимметричные формы и многое другое.

Точеный костяной кубок, высота 37,4 см, Георг Буррер, Штутгарт, 1616 г
Точеный костяной кубок, высота 37,4 см, Георг Буррер, Штутгарт, 1616 г

Вот видео со старинным станком 18 века для резьбы по кости из Баварского Национального музея. Мастер показывает, как работали в старину, подробно разобран принцип работы.

* статья написана по материалам Музея истории искуств Вены, Эрмитажа, Дрезденской галереи.

©Артюхова Татьяна

Подписывайтесь на наш канал! Мы профессионально занимаемся резьбой по кости, публикуем видео из нашей мастерской, лекции о рисунке и композиции, статьи по истории резьбы в Европе и Азии, интересные подборки резных скульптур. 

Видеообзор наших работ

Наши новые актуальные работы вы сможете видеть первыми на канале Telegram:

Артюховы Даниил и Татьяна

-8