Пожалуй, никогда токарные станки не использовались так широко, а токарные изделия не были такими изощренными и сложными, как в эпоху барокко.
В XVI веке процветало декоративно-прикладное искусство, а вместе с ним и художественная токарная обработка. Она была популярна даже в аристократических кругах. Император Максимилиан I владел богато украшенным токарным станком. У Петра Первого была токарная мастерская из 27 станков для обработки кости, одна из лучших на тот момент в Европе. Свои токарные мастерские были у курфюрста Августа Саксонского, Фердинанда III.
В России кроме Петра I и другие аристократы и аристократки увлекались вытачиванием на станке различных безделушек. Екатерина II и Великая Княгиня Мария Фёдоровна изготавливали табакерки, шкатулки, медальоны в подарок близким.
Техника токарной обработки предметов достигла высокой степени сложности в эпоху Возрождения и барокко, когда французские, итальянские и центральноевропейские мастерские производили пустотелые формы не толще листа бумаги из цельных кусков слоновой кости, в обилии ввозимой из-за границы. Священнослужители и дворяне, мужчины и женщины занимались точением как хобби.
Слоновая кость — идеальный материал для изготовления точеных сосудов. На токарных станках изготавливались трофеи и произведения искусства сложнейших геометрических и асимметричных форм, призванные поразить зрителя. Эта техника, включающая использование прикладной математики и механики для преодоления природы и превращения ее в искусство.
Француз Шарль Плюмье написал в 1701 году книгу под названием L'art de tourner («Искусство токарной обработки»).В предисловии он объяснил: «Во Франции, Италии, Англии и Германии вытачивание ценится настолько высоко, что вряд ли найдется интеллектуальный человек, который не пытался бы преуспеть в этом искусстве». Он продемонстрировал токарный станок для обработки овалов, который мог копировать заготовки с помощью шаблона.
Не только круглые изделия мастера могли изготовить на токарном станке, но и более сложные формы: овалы, спирали, пустотелые шары внутри других шаров, несимметричные формы и многое другое.
Вот видео со старинным станком 18 века для резьбы по кости из Баварского Национального музея. Мастер показывает, как работали в старину, подробно разобран принцип работы.
* статья написана по материалам Музея истории искуств Вены, Эрмитажа, Дрезденской галереи.
©Артюхова Татьяна
Подписывайтесь на наш канал! Мы профессионально занимаемся резьбой по кости, публикуем видео из нашей мастерской, лекции о рисунке и композиции, статьи по истории резьбы в Европе и Азии, интересные подборки резных скульптур.
Наши новые актуальные работы вы сможете видеть первыми на канале Telegram: