Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, в которую входят 22 российские авиакомпании, включая «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», S7 Airlines и Utair, пожаловались в Минтранс на проблемы при запуске или выполнении рейсов в Китай.
В письме, которое президент АЭВТ Владимир Тасун направил главе Минтранса Виталию Савельеву, говорится о нескольких проблемах, с которыми столкнулись российские авиаперевозчики.
Основные проблемы
1) Отечественные авиакомпании не могут выполнять рейсы в Китай на самолетах, которые находятся в так называемом бермудском реестре (свыше 480 лайнеров) или в санкционном списке Минторга США (еще более 170 лайнеров).
2) Есть проблемы с выполнением полетов в Китай на воздушных судах российского производства (в первую очередь речь идет о Sukhoi Superjet), которые ранее в эту страну не летали. В письме не уточняется, о каких именно проблемах идет речь.
3) Из-за пандемии COVID-19 были утрачены «исторические» слоты (то есть интервалы на прилет и вылет рейсов), которые являются крайне дефицитными в аэропортах Китая.
Почему Китай важен для российских перевозчиков?
До начала пандемии Китай был одной из ключевых стран по объемам международных перевозок для российских авиакомпаний. В 2019 году они перевезли между Китаем и Россией регулярными рейсами 2,7 млн пассажиров (это 3 место на международных направлениях, лидерами оказались рейсы в Италию и Германию), чартерными рейсами - еще 282 тысячи пассажиров (8 место в этой категории). С февраля 2020 года авиасообщение между странами было практически прервано.
Как сейчас обстоят дела с рейсами?
В настоящее время из российских авиакомпаний рейсы из Москвы в Китай (три раза в неделю в Пекин, Шанхай и Гуанчжоу, один раз - в Чэнду) выполняет только «Аэрофлот» на воздушных судах Boeing 777-300ER, которые он выкупил и зарегистрировал в России. Также между Пекином и Москвой летают китайские авиаперевозчики Air China и Hainan Airlines. Помимо этого, рейсы из Иркутска и Хабаровска в Харбин выполняют «Ираэро» и «Аврора».
Планы авиакомпаний
В «Аэрофлоте» сообщили, что по мере возобновления спроса частота рейсов в Пекин, Шанхай и Гуанчжоу может быть увеличена до 7 раз в неделю, в Чэнду - до трех раз в неделю. S7 Airlines планирует возобновить рейсы в Китай из Новосибирска и Иркутска, «ИрАэро» хочет выполнять рейсы в Маньчжурию и Санью, а Utair, которая тоже хочет выйти на китайское направление, сейчас завершает аккредитацию в КНР.
В настоящее же время новое сезонное расписание, которое будет действовать с 26 марта, еще формируется. Именно до этой даты президент АЭВТ предложил провести очные консультации авиационных властей двух стран с участием российского МИД.