В 2022 году онлайн-ритейл нарастил объем продаж почти на 30%, подойдя к отметке в 4,98 трлн рублей в денежном выражении. Рост оказался особенно впечатляющим на фоне стагнации реальных секторов российской экономики. Сохранение тенденции по смене привычек потребительского поведения и переносу покупок в онлайн, заданной пандемией, позволяет рассматривать ценные бумаги российских маркетплейсов в качестве потенциальных кандидатов в квазизащитные активы.
Итоги 2022 года
- Подавляющее большинство сделок (96,4%) было заключено в отечественных интернет-магазинах и маркетплейсах. Если вычесть продажи на иностранных площадках, объем покупок у российских ритейлеров в денежном выражении вырос на 33%, достигнув 4,81 трлн рублей.
- Доля интернет-торговли выросла на 2,4 п. п. и составила 11,6% от общего объема розничных продаж. В случае непродовольственных товаров она увеличилась до 19,9%, в продовольственном сегменте доля покупок онлайн оценивается в скромные 3,1%.
- Как отмечает Ассоциация компаний интернет-торговли, рост на 25–30% в год стал уже привычным показателем развития российской электронной коммерции. Если на рынке не будет сильных валютных колебаний, то, по мнению экспертов, аналогичный взлет может случиться и в 2023 году
Кто зарабатывает больше всех
Треть от всего оборота интернет-торговли РФ приходится на Wildberries. В прошлом году обороты онлайн-ритейлера выросли на 98% и составили 1,67 трлн рублей, а общее число заказов выросло на 88% — до 1,5 млрд. Крупнейшая интернет-площадка в стране остается частной компанией, а вероятный выход на IPO — одно из самых ожидаемых событий на российском фондовом рынке.
Яндекс Маркет и Яндекс Лавка суммарно увеличили валовой оборот в прошлом году на 92% — до 160,23 млрд рублей. Однако эта часть бизнеса Яндекса продолжает генерировать убытки даже по скорректированному показателю EBITDA, в отличие от плюса у Wildberries, насколько об этом можно судить из отчетности головной компании по РСБУ.
Ozon пока не раскрыл отчетность по итогам четвертого квартала и 2022 года. За январь — октябрь 2022 года оборот ритейлера вырос на 98% и составил 536,22 млрд рублей, а число заказов подскочило на 122%, до 290,7 млн. По нашим оценкам, по итогам минувшего года оборот компании может достичь около 860 млрд рублей — на 92% больше, чем в 2021 году.
Если вы уже готовы начать инвестировать, то можете сделать это в приложении Газпромбанк Инвестиции. Переходите в приложение, открывайте брокерский счет или ИИС и управляйте доходами. В сервисе вы найдете обучающие материалы и инвестиционные идеи для новичков.