Некоторые любители автозвука (а иногда, чего уж там, и профессионалы) пренебрежительно отзываются о свинцово-кислотных аккумуляторах, стараясь непременно их заменить на что-нибудь «альтернативное». На самом деле это не всегда оправдано, и той же «кислоты» существует множество видов. Давайте сегодня в них разберёмся.
Жидкостные АКБ
Самый распространенный и недорогой тип свинцово-кислотных аккумуляторов, в которых содержится раствор жидкого электролита (поэтому, собственно, и называются «жидкостными»). В зависимости от материала, которым легируют электроды, делятся на сурьмянистые и кальциевые. Оба вида – обслуживаемые, т. е. позволяют при необходимости долить электролит. Это может понадобиться, например, если такой аккумулятор случайно получает избыточный заряд. При разрядке более чем на 50% срок службы жидкостных аккумуляторов существенно сокращается.
Обслуживание: требуется
Циклический ресурс: 250–500 циклов
Рабочий цикл: 50% глубины разряда
Стандартное напряжение зарядки: 14,4–14,5 вольт
EFB (Enhanced Flooded Batteries)
Это тоже кислотно-свинцовые аккумуляторы, но в них пластины помещены в сепараторы из стекловолокна, что позволяет им быть постоянно в влажном состоянии и исключает их замыкание, даже если они начнут осыпаться. EFB-аккумуляторы способны выдерживать более тяжёлые циклические нагрузки. Собственно, они изначально как раз и создавались для автомобилей с системами старт-стоп, где это особенно важно. В остальном это те же самые жидкостные аккумуляторы, так что и заряжаются точно так же.
Обслуживание: требуется
Циклический ресурс: 500–1000 циклов
Рабочий цикл: 60% глубины разряда
Стандартное напряжение зарядки: 14,4–14,5 вольт
Гелевые
Этот вид аккумуляторов часто путают с AGM, но на самом деле они устроены совершенно иначе. Это герметизированные свинцово-кислотные аккумуляторы, в которых электролит находится в гелеобразном состоянии. Он получается в результате смешивания серной кислоты с загустителем (силикагелем). При эксплуатации они не требуют доливки воды и, как правило, даже не имеют пробок, т. е. являются необслуживаемыми. Не рекомендуется устанавливать этот тип аккумуляторов под капотом, да и вообще там, где есть высокие температуры, поскольку гель теряет свои свойства. Требуют чуть меньшего напряжения зарядки, нежели предыдущие два вида аккумуляторов.
Обслуживание: не требуется
Циклический ресурс: 300–500 циклов
Рабочий цикл: 50% глубины разряда
Стандартное напряжение зарядки: 14,2–14,3 вольт
AGM (Absorbent Glass Mat)
Это технология «непроливаемых» аккумуляторов. Вместо геля в AGM используются разделители из стекловолокна, абсорбирующего электролит, что повышает их эффективность по сравнению с жидкостными и теми же гелевыми. AGM-аккумуляторы имеют более низкое внутреннее сопротивление, что позволяет получать от них более быструю отдачу заряда и более высокие токи (что, кстати, очень хорошо для питания аудиосистем). Их рабочий цикл – на 80% глубины разряда, и заряжаются они быстрее обычных жидкостных. Но требуют при этом чуть большего напряжения зарядки, чем обычные аккумуляторы.
Обслуживание: не требуется
Циклический ресурс: 400–600 циклов
Рабочий цикл: 80% глубины разряда
Стандартное напряжение зарядки: 14,7–14,8 вольт
AGM+ (они же – Advanced AGM)
«Улучшенные» AGM-аккумуляторы подобны традиционным AGM-акккумуляторам, однако имеют увеличенный циклический ресурс и ещё меньшее внутреннее сопротивление, благодаря чему используются даже в некоторых гибридных автомобилях, не говоря уж об обычных автомобилях с системами старт-стоп. Такие аккумуляторы можно узнать по рекомендуемым напряжениям зарядки – оно, как правило, превышает 15 Вольт.
Обслуживание: не требуется
Циклический ресурс: 800–1200 циклов
Рабочий цикл: 80% глубины разряда
Стандартное напряжение зарядки: 15,2–15,3 вольт
Понравился материал? Будем благодарны за оценку 👍🏻