Найти в Дзене
Memento mori

Новодевичье кладбище, Москва. Часть 7

Предпоследняя часть обзора Новодевичьего некрополя, и сегодня вспомним живописцев. Хотя начать мой рассказ следует даже не с мастеров кисти, а с человека, чье имя известно всему миру и благодаря которому у нас есть возможность познакомиться со многими шедеврами живописи.

15 (27) декабря 1832 года в семье Михаила Захаровича Третьякова и супруги его Александры Даниловны родился первенец — Павел. Следующим на свет появился Сергей, а потом еще 7 детей один за другим. Как это было принято, молодые люди с детских лет начали учиться вести семейные дела: стоять за прилавком, сводить бухгалтерию. В 1948 году семью постигло несчастье: четверо детей умерли во время эпидемии скарлатины, а через пару лет скончался и Михаил Захарович.

Павлу Михайловичу, которому еще не исполнилось и 18, пришлось полностью взять на себя весь семейный бизнес, 15-летний Сергей ему помогал, а мать заправляла домом. Молодым людям удалось не только сохранить дело отца, который владел двумя фабриками и пятью лавками, но и существенно его приумножить.

Так начался стремительный рост благосостояния братьев Третьяковых, а вместе с тем появилась возможность отдавать часть денег на благотворительность. Это в наши дни богатые люди покупают новые яхты и футбольные клубы, а в те времена благотворительность и меценатство были очень распространены как своеобразная благодарность Богу за собственные успехи. Так, Павел Михайлович спонсировал школу, где обучались глухонемые дети, а еще финансировал экспедицию Миклухо-Маклая в Южные моря. И прочая, и прочая.

Но самым главным и значительным его вкладом в историю стало собрание картин и со временем открытие Третьяковской галереи, которую сам же Третьяков и построил. И завещал всё городу еще при жизни. Как и его брат Сергей, который вслед за Павлом тоже увлекся коллекционированием (братья вообще были практически неразлучны, вели вместе дела и помогали друг другу). Странно что галерею не назвали в честь обоих братьев.

Сергей Михайлович умер в 1892 году и был похоронен на семейном участке Даниловского кладбища. Спустя 6 лет, в 1898 году, скончался и Павел Михайлович. В 1948 году власти перенесли на Новодевичье прах обоих братьев, а также останки супруги Павла Михайловича, Веры Николаевны. И почему-то только один памятник, поэтому имя Сергея Михайловича выбито сбоку.

Остальные их родственники, включая родителей, остались на Даниловском. Несколько лет назад запущенный семейный участок отреставрировали. Расскажу о нем, как придет время писать о Даниловском некрополе.

Надгробие Павла Михайловича Третьякова, супруги его и брата Сергея Михайловича
Надгробие Павла Михайловича Третьякова, супруги его и брата Сергея Михайловича

На Новодевичье в 1941 году были перенесены и останки величайшего пейзажиста Исаака Ильича Левитана. Он был похоронен на участке для иудеев Дорогомиловского кладбища, так что необходимость в переносе захоронения возникла из-за уничтожения этого некрополя.

Вообще мне кажется, что Левитану пристало бы упокоиться не на тесном кладбище, а среди той самой русской природы, которую он так любил и воспевал в своих работах.

Приведу здесь его картину "Над вечным покоем".

И.И. Левитан "Над вечным покоем", 1894г., картина находится в Третьяковской галерее
И.И. Левитан "Над вечным покоем", 1894г., картина находится в Третьяковской галерее

Третьяков купил эту картину сразу же, и Левитан писал ему: "Я так несказанно счастлив сознанием, что последняя моя работа снова попадёт к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, — но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием, и мне до слёз больно было бы, если бы она миновала Ваше колоссальное собрание".

У группы "Черный кофе" есть песня "Владимирская Русь", строки которой, написанные Александром Шагановым, так точно и пронзительно озвучивают это полотно:

Деревянные церкви Руси,
Перекошены древние стены.
Подойди и о многом спроси,
В этих срубах есть сердце и вены.

Заколочено накрест окно,
Молчаливо убого убранство,
Но зато старым стенам дано
Мерить душу с простым постоянством.

Левитан оставался один,
Если кисть замирала в застое.
И тогда среди многих картин
Вдруг рождалась "Над вечным покоем".

На холсте небольшая деталь:
Церковь старая на косогоре,
И видна необъятная даль
На былинно-бескрайнем просторе

Старорусский народный обряд,
Неподкупная гордость людская:
Деревянные церкви стоят,
Это жизнь без конца и без края.

Интересно, что из Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где юного художника обучали такие гении, как Перов, Саврасов и Поленов, Исаак Ильич вышел без диплома по профессии: ему был выдан диплом учителя чистописания. Ибо, по мнению преподавателей, "что может знать какой-то еврей о русской природе".

Только постоянная, напряженная работа помогла художнику выдвинуться, привлечь внимание своими картинами. И вот его уже отмечают на выставках, вот он уже знаменит, а в 1898 году ему присвоили звание академика живописи, он начал преподавать в том самом училище, откуда его выпроводили с дипломом учителя чистописания.

К сожалению, голодное детство, постоянные гонения и изнурительная работа не могли не сказаться на здоровье художника: он не дожил до своего 40-летия.

Надгробие Исаака Левитана
Надгробие Исаака Левитана

Еще одно значимое захоронение на Новодевичьем, и тоже перенесенное, — могила живописца Валентина Александровича Серова. После смерти в 1911 году его похоронили на Донском кладбище, а в 1939 году останки перенесли на Новодевичье.

Родители будущим художником практически не занимались, отец умер когда ему было 6 лет, а мать уехала за границу, впрочем позже забрала сына к себе в Мюнхен. Однако талант Валентина она заметила и отдала его в обучение к немецкому гравёру Карлу Кёппингу, а после, переехав в Париж, — к молодому Илье Репину, который уже успел написать своих "Бурлаков" и прославиться. Когда мальчику было 10 лет, семья вернулась в Россию, и там продолжились постоянные переезды, и везде будущий великий художник учился, учился рисовать.

Не смотря на то, что писал он и пейзажи, и анималистику, и античную живопись ("Похищение Европы"), — прежде всего Серов прославился как мастер портрета. А уж после заказов из императорской семьи к нему вообще выстроилась очередь.

Портрет Левитана, 1893г.
Портрет Левитана, 1893г.

Серов написал портреты Павла Третьякова, Исаака Левитана, Ильи Репина, Николая Лескова, Николая Римского-Корсакова, Максима Горького, Федора Шаляпина, Елены Рерих, Константина Станиславского, Петра Кончаловского, Ивана Забелина и десятки других. Но лично у меня Валентин Александрович в первую очередь ассоциируется с картиной "Девочка с персиками".

Прожил художник, к сожалению, совсем немного: всего 46 лет. Умер от приступа стенокардии.

Надгробие Валентина Серова
Надгробие Валентина Серова

Отмечу еще несколько имен:

— Сергей Васильевич Герасимов писал провинциальные пейзажи и сюжетные картины. Если вы ранее не были знакомы с его творчеством, то посмотрите на картину "Мать партизана", это одно из самых сильных его произведений, и заслуженно.

— Анатолий Афанасьевич Арапов чаще работал театральным художником, в связи с чем его имя не особо известно, хотя работы есть и в частных коллекциях, и в известных галереях.

— Игорь Эммануилович Грабарь создавал мирные пейзажи и занимался просветительской работой (например, писал об искусстве в журналы), а с 1913 (по 1925 год) работал попечителем Третьяковской галереи, но революция открыла в нем новые таланты, благодаря которым многое дошло до наших дней: он боролся с расхищением музеев и частных коллекций, руководил реставрационными мастерскими в Москве (которые сам же и создал), председательствовал в Союзе деятелей московских художественных хранилищ (который сам же и организовал), под его руководством в 1944 году был создан Институт истории искусства и охраны памятников архитектуры, главной задачей которого стала подготовка многотомника "История русского искусства". Читал лекции в университетах, организовал Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева при Андрониковом монастыре (который отреставрировали тоже по его инициативе). В общем, тут можно бы еще долго перечислять, но хочется подытожить: какой же великолепно деятельный был человек, вечная ему слава за любовь к искусству и силы, отданные на сохранение прекрасного.

— Илья Сергеевич Глазунов известен прежде всего, пожалуй, своими монументальными творениями, которые можно рассматривать часами: "Вечная Россия", "Раскулачивание", "Разгром храма в Пасхальную ночь" и другие. Интересны работы, посвященные российской истории: цикл "Поле Куликово", портреты исторических личностей. Да как тут все перечислить: за свою жизнь Илья Сергеевич успел написать около 6000 картин! Похоронили его рядом с первой женой, любимой музой Ниной Виноградовой-Бенуа, которая погибла при невыясненных обстоятельствах, и поставили единый памятник.

— Яков Дорофеевич Ромас — мастер пейзажа, работы которого висят не только в Третьяковской галерее, но и в Дрезденской. Писал в основном речные и морские виды.

— Владимир Андреевич Фаворский был выдающимся мастером графики, который (вместе со своими учениками) возродил почти забытое искусство ксилографии. Писал портреты, писал искусствоведческие книги, создавал барельефы для Всемирной выставки в Париже в 1937. Проиллюстрировал множество книг, создав новое искусство советской книжной иллюстрации.

Мне еще нравится такая история про Владимира Андреевича: Известный художник-иллюстратор Фаворский, когда делал иллюстрации к книгам, пририсовывал в уголке собачку. Когда редактор начинал возмущаться, к чему, дескать, собачка, тот с пеной у рта доказывал необходимость собачки на рисунке. В конце концов здравый смысл побеждал и собачку с картинки убирали и успокоенный редактор отдавал рисунок в печать. Ну, художника и спрашивают, зачем, мол, ты эту гадость рисуешь, а он отвечает:
— А если бы не было собачки, так он бы к чему-нибудь еще придрался.

— Александр Михайлович Герасимов — личность неоднозначная. Любимый художник Сталина, создавший множество канонических портретов первых лиц молодого советского государства. Особенно хороша картина "В. И. Ленин на трибуне". За это у Герасимова были и должности, и признание (но когда Сталин умер, то художник моментально попал в опалу). Но вместе с тем он писал прекрасные натюрморты, жанровые сценки, пейзажи.

— Пётр Петрович Кончаловский создал около двух тысяч полотен в самых различных жанрах, от авангардизма до соцреализма. Писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены. А мы в школе бесконечно писали сочинения по его сирени...

— Николай Николаевич Жуков в детстве, в годы после революции, рисовал на плотной бумаге карты, а мать относила их на рынок и обменивала на хлеб и молоко. После, когда с деньгами стало получше, отец покупал ему репродукции картин известных художников, а мальчик учился рисовать, копируя их. После уже окончил два художественных техникума, перебрался в Москву. Брался за всё. Всадник на папиросах Казбек — одна из его первых работ того времени. В годы Великой Отечественной войны воевал на фронте, но не прекращал рисовать как сценки из военной жизни, так и плакаты. Газета "Правда" позвала его к себе военным корреспондентом, а уже после войны он создал для газеты более 400 рисунков на Нюрнбергском процессе. Там же познакомился с Борисом Полевым и потом иллюстрировал его "Повесть о настоящем человеке". Вообще, иллюстрировал множество книг, включая детские. Рисовал и вождей, куда ж без этого в те годы. Единственный из художников был допущен к гробу с телом Сталина.
За свою жизнь Николай Николаевич создал около 10 тысяч рисунков, хотя часть сам же и уничтожил (был очень требователен к своим работам). В Ельце, где прошли его детские годы, дочь художника открыла единственный в России музей, посвященный Жукову. Кажется, у меня появился повод съездить в Елец...

— Юрий Иванович Пименов учился у Фаворского, Милютина и Фалилеева, и первые годы его творчества пришлись на становление советского государства, так что ранние работы были выполнены в духе соцреализма, но их критиковали за излишний формализм. Однако если в 20х годах критика еще ничего не значила, то в 30х... В 1934 году на Первом съезде советских писателей единственно верным методом для всей советской культуры был признан социалистический реализм. Пименову припомнили весь его формализм, он остался без работы и денег, жил на заработки жены. Но нашел в себе силы справиться с кризисом, кардинально изменил стиль, начал писать в жанре импрессионизма. Уничтожил практически все свои старые работы. И картина "Новая Москва", написанная в 1937 году, прославила художника.

— Сергей Васильевич Малютин в 1890 году вместе с токарем Василием Звездочкиным создали первую русскую матрешку, взяв за основу японскую игрушку. Токарь выточил 8 фигурок, одна меньше другой, а Малютин их расписал. Игрушка произвела фурор на Всемирной выставке в Париже. А вообще этот многогранный человек проявил себя в живописи, где отдавал предпочтение реалистической традиции, создавал театральные декорации, иллюстрировал сказки Пушкина, спроектировал несколько зданий, много преподавал.

— Митрофан Борисович Греков (настоящее имя Митрофан Павлович Мартыщенко) — художник-баталист, который успел повоевать и в Первой Мировой войне, и во время Гражданской войны на стороне Красной армии, но ни на миг не прекращал рисовать. Во время Брусиловского прорыва делал наброски прямо с двуколки в гуще сражения. Автор первой советской диорамы "Взятие Ростова", которая погибла в годы Великой Отечественной войны. А мне из его работ особенно нравится "Тачанка (Выезд на позиции)".

Опять слишком затянула статью, но давайте закончим рассказом о художнике, который подарил стране удивительной красоты произведения: я говорю о Михаиле Васильевиче Нестерове. В своем раннем периоде творчества писал работы на бытовые темы, а с 1884 года увлекся исторической темой допетровского периода.

К моменту, когда была написана картина "Видение отроку Варфоломею", Нестеров был уже достаточно известным художником, но это полотно произвело настоящий фурор и было сразу куплено в Третьяковскую галерею. Впрочем, и сам Михаил Васильевич считал картину своей лучшей работой: "Жить буду не я. Жить будет "Отрок Варфоломей". Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я".

Видение отроку Варфоломею, 1889 —1890гг.
Видение отроку Варфоломею, 1889 —1890гг.

Эта картина не только стала первой из целой серии, посвященной Сергию Радонежскому, но и привлекла внимание профессора Адриана Прахова, который в то время заведовал росписью Владимирского собора в Киеве. Нестеров был приглашен расписывать собор, где они с Васнецовым не только создали изумительной красоты фрески, но и подружились.

Это положило начало новому периоду в жизни художника — после Владимирского собора он расписывал дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии, Марфо-Мариинскую обитель в Москве и Спасо-Преображенский собор в Сумах. Параллельно не оставляет основной деятельности: пишет цикл о судьбе русской женщины, вдохновившись романами Мельникова-Печерского о жизни старообрядцев; путешествует на Соловки и создает серию картин, посвященную Русскому Северу, и так далее.

После революции Михаилу Васильевичу пришлось сменить амплуа, теперь он пишет портреты и пейзажи. Занятие более безобидное, нежели картины на религиозные темы. Но проблемы в семье все равно начинаются: в 1937 арестовывают зятя (мужа дочери Натальи), его удается "выпросить", в 1938 — арестовывают и расстреливают второго зятя (мужа дочери Ольги), сам художник проводит 2 недели в Бутырской тюрьме (это в 76-то лет!), а Ольгу ссылают в лагеря, откуда она вернется инвалидом в 1941.

Умер Михаил Васильевич Нестеров, до последних дней не выпуская из рук кистей и красок. Успев все-таки получить признание новой власти: в 1941 году ему вручили Сталинскую премию за портрет И.П. Павлова.

Надгробие Михаила Нестерова
Надгробие Михаила Нестерова