Бывают моменты, когда в голову приходит какая-нибудь интересная идея, но денег на ее реализацию не хватает. Выход есть – краудфандинг. Сегодня мы расскажем о том, что это и как с его помощью можно создавать новые проекты.
Краудфандинг: что к чему
Начнем с основного. Краудфандинг – это коллективный сбор денег на разные проекты. Само слово образовано от английского crowdfunding, где crowd – «толпа», а funding – «финансирование».
Краудфандинг как явление существует достаточно давно. Например, в 1912 году в селе Турнаево местные жители общими усилиями собрали необходимую сумму на строительство первой в Сибири Серафимовской церкви.
Сегодня краудфандинговые проекты запускаются через интернет. Впервые такую акцию в сети провели поклонники группы Marillion в 1997 году. Слушатели решили поддержать своих любимых музыкантов, поэтому самостоятельно собрали им около 60 тысяч долларов для проведения гастролей.
В нашей стране краудфандинг тоже встречается в том числе и в музыкальной сфере. Например, в 2014 году группа Animal ДжаZ запустила проект на платформе Planeta.ru, с помощью которого собрала 877 100 рублей на выпуск альбома «Хранитель весны».
В целом с помощью краудфандинга можно найти средства на:
- разнообразные творческие проекты;
- бизнес-идеи;
- благотворительные проекты.
Основные термины
В краудфандинге существуют свои термины, которые используют участники этого процесса:
- стартап – проект, на который ведется сбор средств;
- фаундер – тот, кто запустил проект и собирает необходимую сумму;
- бэкеры – люди (спонсоры), которые вкладываются в проект.
Вознаграждение
Краудфандинговые проекты можно поделить на два вида:
- с вознаграждением (те, в которых бэкеры что-либо получают в результате);
- без вознаграждения (в таких проектах бэкеры безвозмездно помогают фаундеру).
Само вознаграждение в краудфандинге тоже бывает разным. Например, в творческих проектах бэкерам часто предоставляют продукт, на создание которого шел сбор. Или спонсорам могут предложить акции стартапа. А в некоторых случаях бэкеры получают свои деньги с процентами (это называется «долговой краудфандинг»).
Площадки для краудфандинга
В России сегодня активно работают несколько больших краудфандинговых сервисов. У каждого из них свои условия и особенности.
Одной из первых краудфандинговых платформ в нашей стране стал сервис Boomstarter. На площадке действует правило: если проект не собрал всю необходимую сумму, то фаундер ничего не получает, а деньги возвращаются спонсорам.
Крупнейшей платформой для краудфандинга в России является Planeta.ru. Сервис помогает собирать средства на многие проекты: от коммерческих до благотворительных. Общая комиссия, которую платит фаундер на «Планете», составляет от 10% (если проект собрал полностью нужную сумму) до 15% (в случае, когда собрано от 50 до 99% средств).
Что нужно для краудфандинга
Если вы решили запустить сбор средств на свой проект, обязательно изучите:
- платформы для краудфандинга и их условия;
- целевую аудиторию, для которой вы создаете проект.
И, конечно, в краудфандинговом проекте должны быть указаны следующие моменты:
- необходимая сумма денег;
- точные сроки по сборам.
Помните, что первый шаг к успеху – вера в себя и свой продукт. Обязательно найдутся люди, которые поддержат вашу идею!
Читайте также:
- Как и за что можно списать деньги с вашей банковской карты