Найти тему
GxP News

Как я покупал рецептурные лекарства в серой рознице

О нарушении условий отпуска лекарств из аптек я знаю примерно столько, сколько учился и работал в этой сфере и около нее, то есть чуть меньше 20 лет. Еще в 2006-м нас, тогда студентов фармацевтического факультета областного медицинского вуза, принимали на работу несколько крупных региональных аптечных сетей, на полставки или в ночную смену. Выручка некоторых таких точек формировалась в том числе за счет безрецептурной торговли «аптечными наркотиками»: печально известным «Коаксилом», «Залдиаром», «Трамадолом», «Тропикамидом», кодеинсодержащими препаратами, позднее – «Лирикой» (прегабалин), а также ее дженериками. Семь лет спустя я лично проводил эксперимент, заказав рецептурные лекарства через интернет с доставкой в одной теперь очень крупной аптечной сети. Чтобы купить препарат, достаточно было просто ответить «да» на вопрос, есть ли у меня рецепт. На дворе уже 2023 год, а аптечные сети в разных регионах страны продолжают незаконно реализовывать рецептурные препараты, невзирая ни на какие барьеры.

С другой стороны, лекарства становятся сложнее в производстве и дороже, а значит, схемы вывода товара из «белой» зоны рынка все изощреннее. В этих условиях крайне важна бдительность и проактивная позиция всех заинтересованных участников процесса: фармацевтических компаний, оператора маркировки «Честный знак» ЦРПТ, наконец, профильного надзорного органа – Росздравнадзора. Однако реакция большинства коллег из этих организаций на заявления о незаконном обращении препаратов напоминает популярный в последнее время в психологии термин «газлайтинг»: они скорее будут до упора заставлять журналиста сомневаться в увиденном, чем инициируют реальное расследование.

За время работы журналистом в разных СМИ я подготовил целый ряд материалов о перепродаже орфанных препаратов по слишком низким ценам или, наоборот, кратном завышении цены сверх предельной зарегистрированной для препаратов от сахарного диабета. Каждый раз я направлял скрины предложений или переписок с провизорами сотрудникам Росздравнадзора, которые каждый раз искренне удивлялись таким находкам. В итоге всего одна аптека была проверена и подвергнута санкциям надзорного органа по итогам моих публикаций и личных обращений через мессенджер и почту, во всех остальных случаях Росздравнадзор обходился «последним китайским предупреждением». По-прежнему в столичной справочной аптек по обнаруженным мной ранее и другим адресам находится «Эврисди» (рисдиплам) от спинальной мышечной атрофии, официально поставляемый только по госконтрактам, «Оземпик», «Трулисити» и «Феназепам» – по рецепту, но кратно дороже предельно отпускной цены производителя.

Показательным также считаю недавний эпизод, связанный с обнаружением в рознице препарата «Пемброриа» от компании Biocad (российский биоаналог онкоблокбастера Keytruda от MSD). В начале февраля я выяснил, что отечественный препарат, зарегистрированный 2 декабря 2022 года, предлагали к приобретению сразу несколько московских аптек по цене от 156 000 рублей, а в ряде розничных точек Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону он был доступен по цене ниже 130 000 рублей. Вместе с тем сведения о наличии лекарственного препарата в системе «Честный знак» отсутствовали.

В ответ представители компании Biocad усомнились в достоверности сведений и потребовали доказательств приведенным фактам. Специально для коллег мы провели тщательное расследование этого эпизода.

Начнем с наличия лекарственного препарата в системе «Честный знак». На момент подготовки материала данные о препарате в этой системе действительно отсутствовали (скриншот). «За содержание приложения [„Честный знак” – GxP News] компания Biocad ответственности не несет. Для уточнения сведений стоило их перепроверить у ЦРПТ или производителя. Официальное письмо от ЦРПТ было направлено», – ответили в компании Biocad, предоставив подтверждающий документ. Однако коллеги из центра тоже не смогли прояснить ситуацию: «Так как запрос касается конкретного торгового наименования, раскрытие информации является коммерческой тайной. В связи с этим оператор не имеет права раскрывать данную информацию. Просим обратиться в компанию Biocad». Так круг замкнулся. Напомним: идея приложения «Честный знак» изначально заключалась в том, чтобы предоставить любому потребителю достоверную информацию о наличии маркировки у лекарственного препарата.

Чтобы предоставить компании запрашиваемые аудио- и видеодоказательства предложений «Пемброриа», я обратился в одну из столичных аптек, где препарат был обнаружен ранее.

Провизор аптеки в телефонном разговоре предложил мне предоплатить биоаналог обычным переводом на карточку Сбера 77,1 тысячи рублей. Чтобы убедиться окончательно, я решил очно посетить эту аптеку. На месте меня уведомили о возможности приобрести не только препарат «Пемброриа», но и оригинальный Keytruda, естественно, дороже. Последнего в наличии не оказалось, но провизор сообщил, что препарат есть в филиале аптеки. Ни по телефону, ни очно провизоров не интересовало наличие или отсутствие у меня рецепта на препарат, способ и место его применения.

Приведенный пример – лишь часть имеющейся у меня информации о разных эпизодах продажи рецептурных дорогостоящих препаратов через аптеки. Лекарства – особенный товар, отличающийся от остальных тем, что его конечный потребитель не в состоянии оценить его качество и безопасность самостоятельно. Примерно одна треть операций этого рынка осуществляется без ведома потребителя – лекарство для него по самой низкой цене покупает государство. Для того чтобы он же получал эффективный препарат по адекватной цене, крайне важна кооперация органов власти и фармацевтических компаний. И СМИ здесь являются крайне важным источником информации, игнорирование которого в конечном итоге негативно скажется на здоровье пациентов.

Предлагаем коллегам из фармацевтических компаний и аптечной розницы поделиться в комментариях своим опытом взаимодействия с серым рынком и противодействия ему. Также приглашаем принять участие в дискуссии представителей Росздравнадзора и других заинтересованных представителей органов власти, ведь без вашего участия и внимания серая розница рискует так и остаться невидимой проблемой.

Если вы хотите принять участие в дискуссии, заполните заявку на вступление в число экспертов GxP-сообщества.