Санкт-Петербург - город потрясающей архитектуры, он известен своими уникальными зданиями, фасады которых украшены атлантами и кариатидами. Атланты на фасаде — это скульптуры и горельефные изображения атлетически сложенных полуобнаженных мужчин. Их используют в качестве несущих элементов, а также в качестве украшений. Но самыми известными и действительно масштабными являются атланты портика Нового Эрмитажа.
Идея возвести первое в России здание художественного музея принадлежит Николаю I. Было решено строить его рядом с императорским дворцом. Музей получил название «Новый Эрмитаж». Изначально украшать главную галерею у входа должен был портик, но не с привычными нам сегодня атлантами, а с египетскими фараонами. Но русский император остался недоволен макетом этих скульптур.
Тогда автор проекта здания Нового Эрмитажа архитектор Лео фон Кленце в 1843 году представил на рассмотрение Комиссии по восстановлению Зимнего дворца два рисунка портика — с кариатидами и атлантами. Задумка архитектора заключалась в том, чтобы скопировать скульптуры из древнегреческого храма Зевса, подвергшегося разрушению.
В марте 1844 года прошел конкурс на лучшие скульптурные работы, которым выпадет честь украсить входную группу. Его выиграли глиняные модели скульптора Теребенева. 150 каменотесов 3 года трудились над обработкой твердой низкопористой горной породы с исключительными декоративными свойствами, чтобы получить 10 исполинских атлантов по 5 метров в высоту. При этом каждый занимался своей частью — руками, ногами, торсом и т.д., а лица Теребенёв заканчивал собственноручно. Изначальная стоимость проекта составляла 118 900 рублей, но Теребенёв оценил свою работу в 87 125 рублей, сэкономив больше четверти средств. За свой труд Александр Теребенёв получил орден Анны 3-й степени и 17 000 рублей от императора.
По рекомендации зодчего Стасова, для их создания использовали сердобольский гранит с глянцем, что хорошо видно на фотографии со вспышкой. Блеск был необходим, чтобы избежать сходства с булыжником и при этом в полной мере использовать прочностные свойства камня. Постаменты под титанами выполнены из другого вида гранита — красновато-бурого рапакиви, который отличается красивой крупной зернистостью.
Фигуры были установлены к 1 сентября 1848 года. И сразу же стали одной из достопримечательностей города.
Композиция из гранитных атлантов обычно полностью поглощает внимание посетителей, и потому мало кто обращает внимание на архитектурный курьез. Он заключается в том, что гигантские теламоны с выражением явного напряжения на лицах поддерживают визуально легкий балкон. Дело в том, что Кленце хотел установить эти фигуры не снаружи, а в интерьере Зала камей и Второго зала медалей Нового Эрмитажа, где такая мимика была бы более уместной.
До середины 1920-х годов атланты «сторожили» вход в музей.
Периодически, начиная с 1880-х годов, замечали все новые трещины на стенах, портике и атлантах. Но сильнее всего они пострадали в годы Второй Мировой. При взрыве во время Великой Отечественной войны один атлант был поврежден, но сама фигура устояла. Сейчас это дало лишь ещё один повод для создания городских легенд. Считается, что тот, кто потрет поврежденную стопу, становится неуязвимым. При этом можно загадывать желание, которое, согласно народному поверью, обязательно сбудется.
Но, конечно, это далеко не единственная примета, связанная с таким культовым местом. Например, считается, что если в день свадьбы новобрачные придут к атлантам, и невеста потрёт большой палец ноги правого великана, смотрящего на Марсово поле, то жизнь пары будет долгой и счастливой.
Просить вдохновения к атлантам приходят и творческие люди. Чтобы посетила муза, надо погладить пальцы ног исполинов и будет тебе «счастье».
Во время реставрации здания 2000 года кирновский камень был закрашен под вид штукатурки, в результате чего исчезли его естественный цвет и фактура