"Господи, убери из моей жизни людей, которые ничего полезного в нее не приносят. Пусть у них все будет хорошо. Только подальше от меня".
Героиня ухаживает за больной матерью. Ей не нужна поддержка. Она хочет тишины и покоя. Но родственница считает, что лучше знает, что нужно героине. Как донести до этой родственницы, что ее забота только отнимает последние силы?
У мамы деменция. Я за ней присматриваю, ухаживаю. Очень устаю. У меня есть родственница. Дальняя. Живёт в другом городе. Эта родственница считает нужным меня поддерживать. Она мне часто звонит, расспрашивает о нас, рассказывает о своих делах, несколько раз меня навещала.
Родственница из разряда тех, кто причиняет добро во что бы то ни стало. Причем ей искренне кажется, что она помогает и что любой человек на ее месте поступил бы точно так же. Но помощь без спроса и “не в кассу” вызывает только протест у того, кого решили поддержать своим “добрым” вниманием.
МНЕ ЭТО НЕ НУЖНО.
Героиня вот-вот взорвется. Эта ситуация действительно выводит ее из себя.
Сначала я в завуалированной форме пыталась донести до неë, что эти звонки и визиты меня истощают, что у меня нет сил, чтобы принимать гостей и слушать про чьи-то дела.
Те, кто “в танке”, не понимают завуалированную форму. Они даже прямой текст интерпретируют в свою пользу и делают выводы, которые устраивают только их.
Я, как это принято говорить, давно не в ресурсе, и все свои силы направляю на то, чтобы сохранить себя, выжить во всём этом, чтобы мне хватило сил доухаживать за мамой и не потерять во всëм этом себя.
У героини хорошая рефлексия. Она знает, что ей нужно для нормального самочувствия.
Поняв, что завуалированная форма не действует, я открытым текстом сказала, что мне трудно, мне не интересны новости, меня не радуют гости, а наоборот, всë это меня выматывает, это для меня дополнительная нагрузка к уже имеющейся.
Героиня повела себя правильно, открыто объяснив назойливой родственнице свои чувства и отношение к ее заботе.
Без толку. Поддержка продолжается. :(
Родственница глуха к потребностям героини. Она использует эту ситуацию себе во благо, теша свою гордыню.
После контакта с героиней родственница чувствует прилив сил, умиляется широте своей души и думает примерно так: “Какая я хорошая, добрая и внимательная! Не оставляю бедную женщину в трудной ситуации”. То, что она при этом отняла последнюю энергию у героини, - ее не волнует.
Сегодня в девять утра звонок в дверь. Я открываю дверь - и от увиденного у меня сразу заболела голова. За дверью гости: моя родственница, еë зять, дочь, 10-летний внук и... забыла, как эта родня называется... сваха, что ли - в общем мать еë зятя. Пять человек. "А вот и мы! Держи тортик".
Они считают, что им не могут быть не рады.
Раздутое самомнение, замаскированное под заботу, и обыкновенная человеческая тупость.
Зашли. Разделись. Я никак не могу прийти в себя и придумать, как мне всех выпроводить обратно. Внук начал носиться по квартире и кататься на инвалидной коляске. Зять прилёг с планшетом на диван. А на диване у мамы оборудовано спальное место с противопролежневым матрасом, с клеенкой от ссанья. Свекровь присела к маме, начала ей что-то рассказывать. Когда в ответ получала бред, то пыталась рассказывать всë повторно громким голосом, полагая, что если громче, то мама всë поймёт. А родственница предложила мне помощь в готовке: "Давай помогу накрыть стол: нарезки там какие, салатики, чай заварить". У меня нет никаких нарезок и салатиков. У меня все продукты покупаются в расчёте на двоих, и всë подчинено диете: для моей - потому что у меня проблемы с ЖКХ, для маминой - ей нужно много белка и продукты против, пардон, запоров.
Здесь к месту пословица - “незваный гость хуже татарина”. К героине нагрянула орда.
Вся семья - абсолютно неэмпатичные люди. Они считают, что героине одиноко. Ей нужны люди, потому что она страдает от недостатка общения. Они знают лучше, что надо героине!
Я ошалела от этих гостей и напора. В общем-то люди ни в чем не виноваты, не заслуживают того, чтобы их просто выперли.
Почему же? Абсолютно заслуживают.
Кроме 10-летнего мальчика, остальные люди уже давно покинули памперсы и в состоянии самостоятельно понять по косвенным признакам, рады им или нет.
Кроме родственницы, она заслуживает: ей-то я много раз долбила, что мне не нужны гости, поддержка, куча новостей о еë жизни.
Родственница обладает поразительной “глухотой” к чувствам других и махровым эгоизмом.
Я всем сказала, что чаепитие не получится, потому мы сейчас собираемся в поликлинику. Я соврала. Все ушли. Я в своей жизни много врала (привет папе, подселившего ко мне этого огромного таракана), но несколько лет назад у меня произошла мощная переоценка ценностей и себя - и я перестала врать. Мне стало очень легко. В данном случае я тоже не хотела врать, но абсолютно не понимала, как мне выпутаться из ситуации. Я понимала, что виновата тут только родственница, которая прекрасно знала о моем положении, о том, что не нужны лишние люди, гости, новости и прочее - и тем не менее пришла и привела с собой семью.
Героиня рассудила верно и поступила правильно. В данном случае ее вранье оправдано. Она послала всех культурно, сохранив им лицо.
Я после ухода гостей позвонила ей, честно сказала, что я наврала, что на самом деле мне не нужны никакие гости, мне трудно, тяжело, я очень стараюсь выжить и сохранить себя, поэтому не надо, не надо, не надо меня грузить поддержкой, гостями и новостями. Не надо ко мне ходить, не надо мне звонить и рассказывать о своих делах, внуках и зяте, до которых мне дела нет.
И тут героиня повела себя верно. Если бы она этого не сделала, она бы предала себя, так как до этого решила больше не врать.
Родственница обиделась. Меня это не особо тревожит, точнее, совсем не тревожит. А тревожит меня то, что она отходчивая :) и может опять... оказать поддержку.
Так и есть. Родственница не может понять, что ее помощь не нужна и давно пора выключить режим Спасателя, оставив героиню в покое.
Через некоторое время родственница решит, что героиня переживает о своих нечаянно сказанных словах, что ее подвели нервы, что она не находит себе места, волнуясь, что обидела людей. И родственница (по широте душевной, естественно!) посчитает, что нужно ей позвонить и обрадовать ее чем-то вроде: “Я тебя прекрасно понимаю и зла на тебя не держу”. Просто заткнуться и не доставать человека - такое ей не придет в голову.
Я не знаю, как, какими словами донести до неë, что мне ЭТО НЕ НУЖНО.
Донести словами до нее не получится. Эта женщина не слышит. Она глуха к потребностям других. Она думает только о себе.
И как вообще себя вести, если опять будут гости?
Гостей не будет, если их не пускать в дом.
Дом - это личное пространство человека. Вы имеете право пускать кого-то в свой дом и не пускать.
Если кто-то звонит в дверь, это не означает, что вам нужно срочно бежать открывать, особенно тем, кто заранее не предупредил о своем приходе. Можно даже демонстративно шуршать за дверью и громко кашлять, давая понять назойливым гостям, что им тут не рады. С людьми, которые нарушают ваши личные границы, нужно поступать только так. Культурного и вежливого обращения они не понимают.
Вы ничем не обязаны дальней родственнице. Если вас напрягает общение с ней и она не меняет свое поведение, заблокируйте ее номер в телефоне и удалите ее из соцсетей.
Думайте о себе и своем состоянии, а не о том, “что скажут люди”. Родственница, в отличие от вас, думает только о себе. Она подпитывается ложным великодушием. Ваша история дает ей возможность считать себя альтруисткой, благородной женщиной. Сбейте ее корону одним махом, резко прекратив общение.
Если бы родственница действительно хотела помочь вам, она бы оставила вас в покое.
***
Если вы хотите получить разбор и советы по вашей ситуации, пишите мне на почту:
psypiluli@yandex.ru
Телеграм-канал, чтобы получить ответ на ваш вопрос и следить за выходом новых статей: https://t.me/psypiluli