Найти в Дзене
Автовыбор

Почему у пропан-бутана октановое число выше, но расход больше, чем бензина? Объясняю простыми словами

Установка газобалонного оборудования (ГБО) – один из самых популярных способов экономии при эксплуатации автомобиля. С повышением цен на пропан это решение стало менее актуальным, тем не менее, надежда на стабилизацию и постепенное снижение стоимости газа по-прежнему остаётся. Многие автолюбители, размышляющие на тему установки ГБО, задаются вопросом изменения расхода топлива. Не секрет, что потребление газа выше в сравнении с бензином, но почему так происходит? Давайте разбираться.

Статья будет полезной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!

Как правило, на АГЗС продают пропан-бутановую смесь. Эти два газа схожи по основным характеристикам, но имеют разную температуру перехода в жидкое состояние. Бутан перестаёт быть газом уже при 0°С, пропан конденсируется при -42°С. Концентрация газов в смеси меняется в зависимости от климатических условий региона использования, сезона и других факторов.

Октановое число пропан-бутана значительно выше бензина. Обычно оно составляет от 103 до 110 единиц. Кажется логичным, что подобные характеристики должны приводить к сравнительно небольшому расходу вещества при работе двигателя. Например, если в бак автомобиля залить бензин АИ-98 вместо АИ-92, его потребление будет немного ниже. В случае с газовой смесью разница в октановом числе ещё значительнее.

Удельная теплота сгорания пропан-бутановой смеси тоже больше. В среднем она составляет 46 мДж/литр. У бензина этот показатель связан с октановым числом и примерно равен 33 мДж/литр. Разница существенная и кажется парадоксальной. При более низком октановом числе и меньшем удельной теплоте сгорания бензин расходуется меньше. У этого явления есть логичное объяснение.

-2

Разница в расходе двух видов топлива связана с их плотностью. У пропан-бутановой смеси этот показатель составляет порядка 0,55 кг/литр. Плотность бензина в среднем равна 0,75 кг/литр. Расход топлива принято считать в литрах, поэтому возникает вполне очевидная разница.

При правильной работе оборудования расход газа относительно бензина не должен превышать отметку в 15%. Более высокий показатель говорит о наличии неисправности. Далеко не все организации добросовестно относятся к установке ГБО. Ошибки, допущенные при монтаже, могут повлечь за собой перерасход смеси газов.

Некоторые компании, наоборот, заявляют об отсутствии разницы между расходами бензина и пропан-бутана. Навыки их специалистов якобы позволяют добиться такого результата и избежать переплат. К подобным обещаниям стоит относиться скептически. Отсутствие разницы в расходах горючего свидетельствует об использовании обеднённой воздушно-топливной смеси, увеличивающей износ элементов двигателя из-за детонаций. В нормальной ситуации подобное явление сопровождается сигналом "Check Engine", но установщики также могли заглушить ошибку программным образом.

Повышение расхода топлива при использовании пропан-бутана – нормальное явление, связанное с разницей плотностей. При отсутствии неисправностей и прочих равных условиях изменение не должно превышать отметку в 15%. Разница в мощности уменьшается с каждым поколением, а на ГБО шестой генерации она уже не ощутима.