Если вы не знаете Виктора Сокирко, но интересуетесь Баку или Азербайджаном советских времен, то безусловно знакомы с фотографиями Виктора Владимировича.
Он снял большое количество фотоматериала о азербайджанской столице, создав на их основе фильм "Азербайджанцы (Бакинская любовь)" — 196 снимков в период с 1969 по 1986.
Но речь в этой статье о несколько другом.
Виктор Владимирович Сокирко (1939— 2018)
Сокирко не был фотографом. По образованию, он инженер и экономист, активный участник правозащитного движения в Советском Союзе.
Дважды был судим.
В 1973 г. осуждён за отказ от дачи показаний по делу Якира—Красина на 6 месяцев исправительных работ. В конце 1970-х гг. вошёл в состав редколлегии самиздатского журнала «Поиски», издавал также в самиздате сборники «В защиту экономических свобод» (под псевдонимом К. Буржуадемов). В 1980 г. осуждён за участие в этих самиздатских проектах на три года лишения свободы условно. (с) Википедия
Его увлечение слайд-фильмами началось в 1966 году, когда он снял фильм о культе личности Сталина. В дальнейшем, помимо политических диафильмов (стандарт 200 фото на один фильм), Сокирко стал снимать и жизнь людей в различных регионах СССР.
Как и большинство правозащитников того времени, Виктор Владимирович был ярым армянофилом. Находился под влиянием рассказов армян о своей "многострадальности".
В своем открытом письме-обращении, он писал:
С 1969 года, первого туристского путешествия в Армению, я числю себя в активных армянофилах. Созданные тогда звуковые диафильмы "Арарат", "Северо-армянские монастыри", "Армения-69", просмотренные и оцененные личной приязнью Сильвы Капутикян, были показаны многим сотням людей. На протяжении двух десятков лет наши диафильмы вливали в людей армянскую боль о вековечных мусульманских притеснениях, о великом геноциде и погибших в Турции столицах, армянскую мечту о возвращении Арарата.
(с) В. и Л. Сокирко Том 18. Закавказье. 1988 г. "Будь я проклят"- обращение к российской армянофильской интеллигенции по случаю падения азербайджанской Шуши и Лачина
https://sokirko.com/victor/Tom18/letter7.html
Карабахский конфликт
Начало конфликта, его развитие, происходило на глазах Виктора Сокирко.
В 1986 году, он последний раз снимает Баку. Будучи не просто фотографом, но и документалистом, много общается с людьми. Видит полное межнациональное согласие.
А в это время, в Армении уже начинаются процессы.
Тем не менее, как почитатель свобод и демократии, Виктор Владимирович воспринимает армянский национализм с воодушевлением, хотя в душе начинают "скрести кошки". Его новые два фильма не так безоглядно проармянские.
Будучи человеком кристально честным (не многие сядут в тюрьму, отказавшись давать показания против товарищей), Сокирко не мог кривить душой, не смотря на свою любовь к армянам.
В 1988г., услышав о карабахской забастовке, мы посетили Карабах и Ереван, и в двух новых диафильмах излили на слушателей всю ту же армянскую боль и мечту - отмщение. В тот год, конечно, мы были много сдержанней и, надеюсь, уже не допустили бестактностей по отношению к азербайджанцам. Но, может, именно установка на уравновешенность и объективность не понравилась друзьям-интеллигентам, и наши фильмы и тексты, направленные в органы печати, не получили ни малейшего отклика. В российском обществе уже действовал давно и прочно заведенный армянофильский стереотип. (с) Фрагмент обращения (ссылка выше)
Примечательно, что даже нейтральные фильмы от проармянского документалиста были восприняты отрицательно.
В Азербайджане прекрасно помнят то время, когда из каждого союзного чайника лилась ложь и наветы на страну.
А потом началась война и наступило прозрение:
Вот что значит, когда человек отлично знает регион.
Сокирко неоднократно бывал в Шуше, у него около 50 снимков оттуда, отлично знал и армян, поэтому в точности спрогнозировал предстоящие события. В Шуше действительно было уничтожено все связанное с азербайджанским культурным наследием.
Дальше он пишет:
Так будь я проклят за эту свою дурость и трусость, что не посмел осудить армянскую месть из чувства жалости к их страданиям в прошлом.
А кстати, за армянские страдания в прошлом, кто виноват больше всех? Разве не Россия с ее подзуживанием христиан-армян в Турции - то к революционным восстаниям, то к национальной борьбе? Кто завоевывал в 1915 г. верховья Тигра и Ефрата и тем вызвал депортацию ненадежного для турецкой армии армянского населения, вылившуюся потом в гибель этих сотен тысяч? Кто выселил с Северного Кавказа сотни тысяч мусульман-горцев в пределы Турецкой Армении, превратив их во врагов армян, как пособников Российской империи? А сегодня, кто держал русский полк в Карабахе и держит русскую армию в Армении, фактически как заложников и пособников армянских побед и территориальных расширений? Разве не мы, со своим безоглядным и безусловным сочувствием армянской боли-мести?
И в заключение:
Честно говоря, у меня нет слов.
Пойти против, не только государственных бумагомарателей, но и диссидентского сообщества. Практически в одиночку выступить против гвалта лжи, когда ты ни брат, ни сват, и вообще человек со стороны. Это ж каким Человеком надо быть!
Виктор Владимирович Сокирко достоин, чтобы его помнили в Азербайджане. (Ошибаться может каждый, а вот признать свои ошибки, да еще в такой момент (1992 год) ... )