К середине пятидесятых годов основным троллейбусом страны советов был МТБ-82. Выпускавшийся около десяти лет, он уже морально устаревал. Главными недостатками МТБ-82 были: малые скоростные показатели, большой вес конструкции, недостаточный комфорт для пассажиров, в том числе большая затененность салона, малая пассажировместимость.
Троллейбус ТБЭС был создан по заданию Мосгорисполкома и Трамвайно-троллейбусного управления. Обратимся к архивным документам:
Приказ Трамвайно-троллейбусного управления Мосгорисполкома №65 от 30 апреля 1955 г. «Об изготовлении двух опытных троллейбусов для ВСХВ»:
...заводу СВАРЗ в кооперации с МТРЗ изготовить по чертежам ЦКБ ТТУМ два новых опытных троллейбуса для обслуживания посетителей ВСХВ: один – к 1 июля, второй – к 1 августа. Главному конструктору ЦКБ ТТУМ тов. Строганову закончить проектирование, передать Кд на СВАРЗ в мае-июне 1955 года. МТРЗ изготовить две рамы шасси МТБ-82Д с капитально отремонтированными агрегатами (двигатели ДК-202Б и др.)...
Распоряжение Мосгорисполкома №1252 от 06 июня 1955 г.* «О постройке опытных троллейбусов со специальными кузовами для обслуживания посетителей ВСХВ»:
...
- утвердить техническое задание, представленное ТТУМ, и эскиз оформления троллейбуса согласно приложению 1;
- изготовить два опытных троллейбуса для обслуживания ВСХВ со сдачей в эксплуатацию: образец № 1 – к 15 июля, образец № 2 – к 15 августа.
Приложение 1 «Техническое задание…»:
габаритные размеры, мм: 11000 (без бамперов) х 2700 х 3050 (без эл./об.)
высота салона: 2100 мм
высота пола: 900 мм
масса, кг: не более 9000 кг (в т. ч. на переднюю ось не более 30%)
Ширина дверного проема в свету, мм: 1000
Электрооборудование должно быть расположено сзади, двери с пневматическим приводом, все механическое и другое оборудование от МТБ-82Д, кроме рулевого управления (применить от ЯАЗ-200).
*ЦГАМ, ф.Р-404, оп. 1, №328, л. 54-57
Сразу же после выхода распоряжения Мосгорисполкома началась постройка двух троллейбусов. Они были построены досрочно. Премьера троллейбуса состоялась 13 августа 1955 года в Зеленом театре парка «Сокольники» на вечере, посвященном пятидесятилетию завода СВАРЗ. Троллейбус в целом произвел хорошее впечатление и на 1956 год была запланирована постройка ещё восемнадцати экземпляров. Согласно Приказа начальника Трамвайно-троллейбусного управления №191 от 09.12.1955 г.: «...построить на заводе СВАРЗ в течение 1956 года троллейбусы ТБЭ-С в количестве 18 шт., в т. ч. по кварталам: 1 – 3 шт., 2 – 6 шт., 3 – 6 шт., 4 – 3 шт...»*
*ЦГАМ, ф.Р-404, оп.1, №332, л.91-99
В течение 1955 года два экземпляра троллейбуса, получившего название ТБЭ-С, что означало «Троллейбус эксурсионный завода СВАРЗ» работали в качестве экскурсионных на улицах Москвы. Перовначально они не имели инвентарных номеров, а 20 октября 1955 года им присвоили инвентарные номера 401 и 402.
Первые три троллейбуса постройки 1956 года, получившие номера №№403, 404 и 405, зачислены на инвентарь Трамвайно-троллейбусного управления Мосгорисполкома 1 июня 1956 года. Все новые троллейбусы поступили во 2-й троллейбусный парк столицы для обслуживания линии на ВСХВ. 1 июля с завода поступили ещё четыре троллейбуса №№406-409. Далее зачисление на инвентарь происходило так: 01.08.1956 - №410, 10.08.1956 - №№411, 412, 11.09.1956 - №№413, 414, 15.12.1956 г. - №№415-420.
Здесь сразу хочу сделать важное отступление. Все троллейбусы выпуска 1956 года в документах ТТУМ назывались «МТБЭ-С». Первое раз название «МТБЭ-С» прозвучало в приказе начальника Трамвайно-троллейбусного управления Мосгорисполкома №90 от 29 мая 1956 года. Именем «МТБЭ-С» этим приказом были названы первые серийные машины 1956 года постройки — 403, 404 и 405. В дальнейшем название «МТБЭ-С» применялось в приказах ТТУМ в течение всего 1956 года для всех машин, поступающих в город. В некоторых документах машины 1956 года выпуска именовались «МТБЭ-С56». В дальнейшем и до конца серийного выпуска троллейбус именовался МТБЭ-С. Таким образом, название ТБЭ-С официально применялось только для первых двух троллейбусов типа 1955 года постройки.
В 1957 году троллейбусы производства завода СВАРЗ стали эксплуатироваться и в других городах СССР. Так, решением Мосгорисполкома №26/9 от 20 мая 1957 года два троллейбуса МТБЭ-С №№415 и 418 переданы в качестве подарка Исполкому Киевского городского совета депутатов трудящихся.Фактически переданы 29 мая 1957 г. Машины пришлись киевлянам по нраву и в дальнейшем послужили основой для модели троллейбуса собственного производства на заводе КЗЭТ им. Ф.Э.Дзержинского.
Решением Мосгорисполкома №30/18 от 13 июня 1957 года переданы в качестве подарка в честь 250-летия Ленинграда два троллейбуса МТБЭ-С с городскими номерами 415 и 418. Фактически троллейбусы переданы 23.06.1956 г.
Решением Мосгорисполкома №42/16 от 26 августа 1957 года троллейбус МТБЭ-С городской номер 416 передан в качестве подарка Харьковскому горисполкому в знак дружбы между городами Москва и Харьков.
Производство троллейбусов в 1957 году продолжилось только в четвертом квартале года. Решением Мосгорисполкома №34/12 от 08.07.57 г. предписывалось изготовить на заводе СВАРЗ 10 шт. троллейбусов типа МТБЭ-С56, из них в 1957 году – 6 шт., и в 1-м кв. 1958 года – 4 шт. Для этого Управление должно было списать 10 троллейбусов МТБ-82Д, шасси и электрооборудование которых завод использовал под изготовление новых МТБЭ-С56. Под это дело в сентябре 1957 г. списали МТБ-82Д №№1317, 1326, 1337.
Троллейбусы 1957 года выпуска имели конструктивные изменения по сравнению с ранее выпущенными экземплярами. Среди них:
- установка зимних рам, закрытых верхних световых проемов, установка закрытых кабин водителя;
- установка печей отопления в салоне (ранее выпущенные троллейбусы не имели отопления так как линия на ВСХВ эксплуатировалась только в теплое время года), обогрев места водителя и кондуктора;
- установка безосоколочных силикатных стекол в лобовые и задние окна, а также перегородку водителя, таких же стекол и на скаты крыши, но с кремово-желтым оттенком)*
Измененные троллейбусы в документах именовали МТБЭ-С57.
*ЦГАМ, ф.Р-404, оп.1, д.425, л.44-45.
В конце ноября — начале декабря 1957 года 2-й троллейбусный парк столицы получил с завода троллейбусы МТБЭ-С57, получившие инвентарные номера 422, 423 и 424, и поставил их на баланс 13 декабря. С декабря 1957 года троллейбусы МТБЭ-С впервые вышли на городские маршруты. Сначала это были маршруты №№5 и 29, а потом и некоторые другие.
30 января 1958 года 2-й троллейбусный парк Москвы принял на баланс новые троллейбусы МТБЭ-С57 №№421, 425, 426. Как и троллейбусы предыдущей партии, эти машины вышли на городские маршруты.
12 февраля 1958 года во 2-й троллейбусный парк зачислен МТБЭ-С57 под инвентарным номером 427, а 1 мая 1958 года к ним добавились №№428, 429 и 430.
В мае 1958 года было решено капитально отремонтировать 15 троллейбусов выпуска 1955-1956 гг. и привести их к уровню модели МТБЭ-С57. Согласно смете, переоборудование опытных экскурсионных троллейбусов №№401 и 402 обошлось в 98 000 рублей за один троллейбус, переоборудование троллейбусов типа ТБЭ-С56 — 70 000 рублей за один троллейбус. После переоборудования эти троллейбусы также стали поступать на городские маршруты.
15 июля 1958 года 2-й троллейбусный парк пополнился новым МТБЭ-С57 №431.
Приказом Управления пассажирского транспорта Мосгорисполкома №5 от 11 августа 1958 года УПТМ совместно с НАМИ поручено переоборудовать один экскурсионный троллейбус на аккумуляторный ход, для чего Второму троллейбусному парку требовалось передать на баланс МТРЗ троллейбус №434 в августе 1958 года. Аккумуляторный троллейбус был построен в феврале 1959 года и Распоряжением Мосгорисполкома №753 от 3 марта 1959 года его надлежало передать с баланса МТРЗ на баланс Главного управления гражданского воздушного флота с оплатой в установленном порядке. В этом же Распоряжении аккумуляторный троллейбус назван ТБЭ-С58.
В августе 1958 года Москва получила два МТБЭ-С57 №№433, 434 (который был почти сразу передан на МТРЗ), в октябре четыре №№435-438, в ноябре восемь №№439-446, в декабре три №№415, 416, 417. Номера этим троллейбусам выданы повторно взамен ранее выбывших в другие города.
В 1958 году Москва продолжала передавать троллейбусы МТБЭ-С в другие города страны. Решением Мосгорисполкома №33/29 от 3 июня 1958 года передавался безвозмездно исполкому Севастопольского городского совета один экскурсионный троллейбус. Новый троллейбус с завода передан в Севастополь 14 июня 1958 года.
В июле 1958 года один новый троллейбус передан с завода в Ригу, а чуть позже свой первый СВАРЗ получила столица Азербайджана — Баку.
В 1959 году в конструкцию троллейбусов СВАРЗ снова внесли изменения. Наиболее значительные из них были следующими:
- удлинить кузов вновь выпускаемых троллейбусов на 150-200 мм для увеличения кабины водителя и дополнительной установке с правой стороны одноместного сиденья (срок — к 15.03.1959);
- сделать перегородку места кондуктора от задней входной двери и сделать поручень (срок — до 15.03.1959);
- изменить конструкцию входных и выходных дверей (срок — до 01.04.1959)
- боковые окна сделать несъемными и открывающимися на 25-30% площади окна (срок — до 15.02.1959);
- уменьшить световую часть потолка (срок — до 15.02.1959);
- убрать с задней стенки зеркало, заменив его декоративной отделкой.*
*ЦГАМ ф.Р-404, оп.1, д.584 л.296-298
Начиная с 30 января 1959 года в документах новые троллейбусы стали именоваться МТБЭ-С.
В январе 1959 года Второй троллейбусный парк столицы получил четыре троллейбуса типа МТБЭ-С, инвентарные номера 418, 420 (повторно). 447, 448.
10 февраля 1959 года в истории троллейбусов СВАРЗ произошло знаковое событие. Впервые его стал эксплуатировать Третий троллейбусный парк, получивший в свое распоряжение машины инвентарные номера 449, 450. В марте к ним добавились №№ 451, 452, 453, 454, 455, 456. В дальнейшем все поставки 1959 года поступали в третий парк. Всего до 16 ноября 1959 года в Третий парк поступило 38 троллейбусов МТБЭ-С, инвентарные номера 449-486.
Автор выражает огромную благодарность Николаю Маркову и Денису Дементьеву за помощь и предоставленные материалы.
Продолжение последует. Если будет интересно.