Умения и таланты у людей бывают разные. Кто-то здорово пишет стихи, но при этом совершенно не умеет готовить. Кто-то быстро складывает в уме шестизначные числа, но при этом делает три ошибки в слове "мир". Вот честное слово, никогда не соглашалась с известным утверждением о талантливом человеке, который якобы преуспел во всем.
Почему?
Ну хотя бы потому что я работаю с особенной категорией детей. В основном это ребята с ментальными нарушениями, и некоторые из них (в частности, дети с РАС) ярко описывают мое несогласие.
Да, сколько раз мы с коллегами у себя в учреждении видели таких ребят! Например, был мальчик, который чуть ли не весь "Детский альбом" Чайковского мог на фортепиано играть, зато не мог самостоятельно рубашку надеть. Или еще был мальчик, который увлекался динозаврами, читал книги о них, знал наизусть и их названия, и как они выглядят, но при этом путал ложку с вилкой, а автобус с поездом.
Но есть ведь в этом что-то интересное и загадочное (не для специалистов по душевным отклонениям, а для обычного человека со стороны, который не подозревает об этом качестве). Если уж ребенок владеет каким-то одним навыком, то его действия в этой области - совершенны. Без единого недочета. Лучше любого взрослого!
Идочка
Приезжала в наше учреждение девочка Ида (РАС). Кудрявая, кукольной внешности, с большими глазами и с веснушками на пухлых щеках. В 6 лет не разговаривает, простые просьбы не выполняет, обращенную речь понимает... эээ частично. Реагирует на свое имя, только когда бабушка зовет. На остальных - абсолютно никак, как будто не слышит и не видит.
На диагностике
На первом приеме у психологов и других специалистов Идочка не выполнила ни единого задания (беседы, естественно, не получилось, пирамидка и мягкие вкладыши оказались за гранью понимания, бизибордами не заинтересовалась). Зато старые пазлы-фрукты с крупными деталями, двести раз клееные-переклеенные, захватили ее внимание "на раз". И так же "на раз" она их безупречно верно сложила.
Как говорила бабушка, "это для нее проще пареной репы". Внучка ведь может целые картины собирать, хоть на 180 деталей, хоть на 1500. При этом ей даже образец картинки особо не нужен, все получается само собой.
Чем не гениальный ребенок?
Правильно, зачем Идочке какие-то пирамидки или шнуровки? Мы ведь вот как умеем! Но в творческие кружки все равно придется записаться, ибо правила такие: нельзя без кружков (я как раз в кружках и работаю). Но бабушка сказала: "Вы можете нас записать, но она все равно ничего кроме пазлов делать у вас не будет".
Занятия в кружках
Решила моя коллега попробовать для начала что-то близкое к пазлам, то есть, хотя бы немного увести Иду в сторону.
Конструктор оказался разбросанным по всему кабинету, а мозаика… Идочка собиралась съесть несколько разноцветных деталек, но педагог с бабушкой вовремя перехватили.
"Ну вот, а я вам что говорила", - кивает бабушка в сторону Иды, но потом грустно вздыхает.
Коллективные мероприятия и утренники
Такими вещами Ида тоже не интересовалась, даже если мероприятия были зрелищными, веселыми, с играми-шутками. Она просто садилась прямо в зале за столик в уголке, брала очередную коробку с пазлами и собирала. Не спорю, девочка никому не мешала, вела себя тихо и пристойно, но…
Остальные ребята (а ведь и у них тоже есть особенности и проблемы с вниманием) вместо того, чтобы смотреть спектакль или выполнять задания ведущего, то и дело подбегали в угол к Иде и "тискали" ее пазлы. И как тут вести мероприятие, если дети постоянно на нее отвлекаются? А отправить в палату девочку с бабушкой нельзя, ведь именно в это время, пока дети заняты на мероприятии, их палаты обрабатывают и проветривают.
Но зато за полтора часа ребенок может собрать без труда огромную картину. А бабушка каждый раз ламинирует скотчем ее творения, чтобы не развалились. И все довольны.
На все предложения специалистов бабушка просто отвечает: "Зачем нам прямо сейчас чему-то неудобному учиться? Идочка еще не готова. Да и в школу в этом году мы не собираемся".
Жаль, конечно, но я надеюсь, что найдется от этого таланта хоть какая-то польза.
А Вам, дорогие читатели, желаю, чтобы все Ваши старания достойно окупались, а силы преумножались.
Всегда рада вежливым гостям, добрым лайкам и новым подпискам на КАНАЛ
Когда родители вдруг недооценивают способности особенного ребенка, а у педагогов происходит сбой системы
Ей в детстве слова не давали сказать. А теперь ее дочку жалко
#учителя и дети #обучение детей #развивающие занятия #особенные дети #пазлы