13 ноября завершилась Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Глазго (COP26), в которой принимали участие почти 200 государств. Она продолжалась две недели, а еще сутки потребовались для согласования итогового документа — Климатического пакта Глазго (Glasgow Climate Pact). Теперь же, когда соглашение достигнуто, самое время разобраться, как эти решения отразятся на нашей жизни в последующие годы.
Продукты могут стать дороже
Представители 28 государств договорились исключить вырубку лесов для нужд сельскохозяйственной отрасли: для производства пальмового масла, сои, какао, а также для пастбищ животных и выращивания культур. Более ста мировых лидеров также договорились положить конец вырубке лесов уже через восемь лет. На долю стран, поддержавших соответствующую декларацию, приходится более 85% мировых лесов.
Это соглашение может привести к более жестким действиям по вырубке лесов в регионах, экспортирующих продукты питания — например, в Бразилии и Индонезии. Товары, производимые в этих странах, в том числе соя, говядина и пальмовое масло, импортируются в более богатые, развитые государства и потребляются там. Поэтому спасение лесов по всему миру может также означать конец эпохи дешевой еды.
Эксперты говорят, что мир может оказаться перед трудным выбором: вырубка лесов никогда не будет остановлена, если проблемы устойчивости всегда будут уступать цене, которую люди платят за еду.
«Зеленых» инвестиций станет больше
Более 400 финансовых организаций, контролирующих частное финансирование на сумму около 130 трлн долларов США, согласились на конференции COP26 предоставить больше денег для «зеленых» технологий.
Уже сейчас это значит, что крупные западные пенсионные фонды будут вкладывать деньги в более экологически чистые сектора. В будущем это также может означать, что сектор «зеленых» ценных бумаг расширится в том числе и в России.
Сейчас на российском рынке «зеленых» облигаций обращаются ценные бумаги на 108 млрд рублей — в пять раз больше, чем в 2020 году. К 2024 году этот объем должен составить 300 млрд рублей, а к 2030-му — уже 1,5 трлн. Министерство экономики также ставит перед собой амбициозную цель по обеспечению 10% всех затрат на декарбонизацию российской экономики за счет привлечения «зеленых» финансов.
Потребителям придется платить больше за углерод
Сегодня наш образ жизни способствует выбросам углерода вне зависимости от того, покупаем ли мы импортную еду или улетаем в отпуск за границу. В будущем мы можем увидеть, что стоимость выбросов углекислого газа добавляется к цене, которую мы платим.
Поэтому, если бизнес не попытается сократить выбросы продаваемых товаров, цены на готовые продукты, возможно, вырастут. Есть надежда, что это заставит потребителей и предприятия серьезнее задуматься о том, что мы потребляем и куда вкладываем деньги.
В ответ на такую перспективу некоторые известные бренды, такие как Amazon, Unilever и IKEA, уже потребовали, чтобы грузовые суда, которые они используют для доставки товаров, работали на более чистом топливе.
Мир постепенно переходит к более экологичной энергии
Более 40 стран договорились отказаться от использования угля. Примерно столько же взяли на себя обязательство сделать экологически чистую энергию наиболее надежным и доступным вариантом для питания домов и предприятий.
И хотя среди подписавших эту договоренность нет России, Китая, Индии и США (крупнейших потребителей угля в мире), есть основания полагать, что объявления, сделанные в Глазго, дадут рынку сигнал о том, что стоит инвестировать в возобновляемые источники энергии.
Для многих же европейских стран это решение будет означать продолжение перехода к возобновляемым источникам, таким как энергия ветра и солнца.
Способы передвижения изменятся
Переход на электромобиль — одно из тех изменений в образе жизни, которое, вероятно, произойдет в ближайшие годы. Десятки стран, регионов и автомобильных компаний договорились расширить использование электромобилей и ввести новые автобусы и грузовики с нулевым уровнем выбросов.
Эксперты прогнозируют, что в ближайшие пять лет новые электромобили могут стоить столько же или даже дешевле, чем бензиновые или дизельные автомобили. Транспорт является одним из главных источников выбросов углерода, и потому электромобили жизненно важны для борьбы с климатическим кризисом.
В то же время есть много сторонников мнения, что человечеству нужно меньше автомобилей на дорогах, а значит, в ближайшем будущем мы также будем видеть больше велосипедного транспорта и пеших прогулок.
Читайте также:
В шаге от апокалипсиса: реальные климатические проблемы в России
4 технологии, которые помогут справиться с изменением климата
Таймер в Нью-Йорке отсчитывает время до климатической катастрофы