Россия превращается в страну «автоматов». Даже в бюджетных сегментах автомобильного рынка машины с двумя педалями с каждым годом захватывают всё большие доли. А среди автомобилей подороже автоматическая трансмиссия давно стала стандартным оснащением — прежде всего в виде классической гидромеханической АКПП. Вот только правильно пользоваться ей умеют, увы, не все. При кажущейся простоте эксплуатации — включил Drive, нажал на газ и поехал — «автомат» всё-таки требует аккуратности и внимания. Вот 7 серьёзных ошибок, которые совершают владельцы автомобиля с двумя педалями.
1. Движение на холодном «автомате» сразу после запуска двигателя
В автоматической трансмиссии есть не только шестерни, валы и подшипники, которые нужно смазывать. Масло тоже служит «рабочим телом» для гидротрансформатора и сложной гидравлической системы управления, и оно намного сложнее и дороже обычного трансмиссионного. Но даже оно густеет на холоде.
Прежде чем ехать и, соответственно, нагружать АКПП, стоит дать маслу немного согреться и смазать все узлы коробки, а насосу — накачать его нормальное давление. Для этого необходимо зимой хоть минутку подержать «автомат» в режиме Drive и ещё столько же — в положении Reverse. И только потом плавно трогаться. Не лишним это будет и летом, только время ожидания можно сократить.
2. Переключение в N («нейтраль») для движения накатом
Некоторые водители считают, что, включая «нейтраль» и отключая двигатель от колёс, они экономят топливо. Однако в «автомате» нейтральное положение не предназначено для движения! Да и заметной экономии оно не даёт.
В «нейтрали» шестерни и гидротрансформатор всё равно вращаются. А вот масляный насос сбрасывает давление, из-за чего смазка узлов ухудшается. Поэтому в инструкции к любому автомобилю с АКПП написано, что «нейтраль» применяется при необходимости и только для загрузки машины на эвакуатор или её буксировки, только на малой скорости и на строго ограниченное расстояние.
3. Переключение в Drive, Reverse или Parking на ходу
Конечно, в блок управления современной АКПП встроена «защита от дурака», которая не даст включить на полном ходу режим Parking или Reverse. Ведь если это произойдёт, то коробку в буквальном смысле разнесёт на куски. А вот когда автомобиль вроде бы еле катится, команда от водителя может быть принята. И даже исполнена.
Но такое действие будет сопровождаться толчком или даже ударом, при которых узлы коробки — в первую очередь, валы и шестерни — испытывают повышенные нагрузки, сокращающие ресурс агрегата. Истории, заканчивающиеся вызовом эвакуатора сразу после такого неосмотрительного действия, тоже быль, а вовсе не легенды.
4. Попытки вытащить застрявшую машину «в раскачку»
Ошибка, по своему характеру и последствиям похожая на предыдущую. Застрявший автомобиль сам практически неподвижен, а вот его ведущие колёса могут вращаться довольно активно. И быстрые переводы «автомата» сначала в Drive, потом в Reverse, сопровождаемые к тому же нажатием на педаль газа, точно так же провоцируют ударные нагрузки в трансмиссии и пробуксовку фрикционных муфт, вынужденных блокировать быстро вращающиеся планетарные передачи.
Лучше постараться выехать из грязи, песка или снега «внатяг». Гидротрансформатор автоматической трансмиссии позволяет подать на ведущие колёса хорошую тягу при минимальной их пробуксовке. И, в отличие от дисков сцепления «механики», почти не страдает от этого сам.
5. Резкие разгоны
Это, пожалуй, самая распространённая причина, по которой современные «автоматы» раньше времени попадают на сервис. Когда водитель резко и сильно нажимает на газ, коробка честно пытается переключаться как можно быстрее — и в итоге гробит саму себя.
Потому что для лучшей динамики гидротрансформатор блокируется, скачки крутящего момента передаются на детали коробки, а фрикционные муфты при быстрых переключениях сильнее буксуют, греются и в конечном счёте «горят». Отчего ещё сильнее буксуют — и круг замыкается. Попутно продукты их износа и температура портят масло в АКПП, которое хуже смазывает остальные узлы.
6. Старты «с двух педалей»
Отдельная история, когда водитель, удерживая машину на месте тормозом, одновременно нажимает на газ. И хотя современная электроника не даёт двигателю набрать большие обороты, при таком старте автомобиль немного быстрее разгоняется, порой позволяя выиграть «светофорную гонку». Но пока нажаты две педали, все усилия двигателя вынужден «растворять» в себе гидротрансформатор. От этого он стремительно греется, греет масло и в конечном счёте перегревает весь «автомат».
7. Плохое или неправильное обслуживание
Практика показывает, чтобы «автомат» служил долго, его надо обслуживать чаще, чем предписывают заводские инструкции. Даже при щадящей эксплуатации. А если вы любите «навалить» или подолгу толкаетесь в пробках, то в коробке быстрее «стареет» масло и накапливаются ошибки.
Автоматическая коробка передач — очень сложный агрегат, поэтому его нужно уметь правильно диагностировать и обслуживать. В противном случае исправная вроде коробка может внезапно «умереть», например, вскоре после неграмотной замены масла. Оно, кстати, для каждого «автомата» рекомендуется строго определённое.
О том, как устроен гидромеханический «автомат», как его эксплуатировать, чтобы он прожил долгую и счастливую жизнь, и с какими неисправностями могут столкнуться владельцы АКПП — в большой статье Учебника.
А также:
- 7 ошибок водителя, способных «убить» механическую коробку передач