Герои книг Гарри Гаррисона и Айзека Азимова летают по всей вселенной, используя для загрузки курса в компьютер перфоленты. В фильме «Назад в будущее» есть самозастегивающиеся кроссовки и летающие машины, но нет смартфонов. Я провожу много стратегических сессий, и начинаем мы всегда с разговоров о будущем рынка, отрасли, клиентов. И чаще всего дело движется с большим скрипом. Обычно получается, что будущее – это чуть улучшенная версия настоящего.
Люди плохо умеют думать дальше, чем на шесть месяцев. В ходе эволюции в этом не было необходимости. Мыслями мы не переносились далее смены сезонов, готовясь летом к зиме, и наоборот. Психолог Хал Хершфилд подтвердил этот факт. Он исследовал проблему – в последние 10 лет американцы все реже копят на старость на фоне увеличивающейся продолжительности жизни, что странно.
Хершфилд провёл эксперимент. Испытуемым предлагали размышлять о себе настоящих, о себе будущих и о ком-то другом в настоящем. В это время ученые сканировали их мозг. Активность префронтальной коры предсказуемо росла в момент размышлений о себе здесь и сейчас. Мы вообще любим думать о себе. При размышлении о посторонних людях активность резко снижалась. При этом, к изумлению ученых, раздумывания о себе будущих вызвали столь же пассивную реакцию мозга, как и при мыслях о посторонних. Иными словами, для человека откладывать на старость - все равно, что отдать деньги незнакомцу. Мы будущие – такие же чужаки для нас самих, как случайные пассажиры в метро.
Я провожу много стратегических сессий и вижу, как участникам трудно и страшно размышлять о будущем. И это не удивительно. Непохожее на сегодня будущее, к которому ты не готов, пугает. Преодолеть это ограничение хорошо помогают инструменты форсайт-сессии.
Мало кто знает что такое «форсайт-сессия», а из тех, кто знает, многие понимают его суть превратно. Бытует мнение, что это способ «предсказать будущее». Но футурологи на это всегда отвечают – предсказывают будущее гадалки и астрологи, к науке это отношения не имеет. В западном мире форсайт-сессии заказывают едва ли не все крупные компании, государственные и общественные организации. Что же такое форсайт-сессия, и чем форсайт-сессия, наоборот, не является?
Главный инсайт, который я получил, обучаясь техникам проведения форсайт-сессий в калифорнийском Institute For The Future, IFTF («институт будущего») – будущего не существует. Нам часто ошибочно кажется, что оно предопределено. Что это новый эпизод сериала «жизнь», который уже снят, но еще не выложен. Это сильно искажает мыслительную оптику, особенно в бизнесе. Если будущее уже написано, нам уготована лишь пассивную роль – поточнее попытаться предсказать грядущее, чтобы отыскать в нем для себя местечко получше.
Все футурологические концепции сходятся в том, что будущего нет, мы каждый день создаём его сами, своими действиями и решениями. Конечно, наши возможности влиять на него ограничены, но и не так малы, как может показаться. Все, что окружает нас, от произведений искусства до передовых технологий, создано людьми, которые не пассивно дрейфовали по жизни, а активно меняли мир вокруг себя. Выдающиеся предприниматели создавали уникальные продукты и бизнес-модели, меняющие мир. И я убежден, что любой предприниматель должен ставить перед собой подобные задачи. Другое дело, что слово «мир» можно трактовать по-разному. Для кого-то это – небольшая рыночная ниша, а для кого-то – все человечество.
Будущего не существует, но мы можем – и это очень полезно, – обсуждать его возможные сценарии. При этом мы должны отдавать себе отчёт, что напиши мы хоть десять сценариев, мы все равно ошибёмся. Форсайт-сессия – это набор концепций и инструментов, позволяющих в формате живого диалога группы лиц (сотрудники компании, отраслевые эксперты и тд.) вырабатывать такие сценарии, обсуждая их вероятность и возможное влияние на жизнь людей или конкретный рынок. А это открывает возможности для поиска креативных решений по приближению желательных сценариев и удалению нежелательных.
На форсайт-сессиях мы строим сценарии, моделируя различные варианты изменений настоящего. И если группа креативна, это порождает большое количество инсайтов и идей, способных лечь в основу будущих продуктов или бизнес-моделей. Слово «различные» тоже важно. Еще одно распространённое заблуждение – что будущее это линейное продолжение сегодняшних трендов. Но опыт учит, что это не так (почитайте любые прогнозы пяти-десятилетней давности и улыбнитесь), и на форсайт-сессиях мы рассматриваем четыре архитипических варианта развития сегодняшних трендов.
При этом само размышление о будущем, а вовсе не сценарии на флипчартах, служит результатом форсайт-сессии. Целью форсайт-сессии служит сама сессия, а не родившиеся в результате сценарии. Поскольку будущего не существует, все сценарии – не более чем гипотезы. Но участие в форсайт-сессии так мощно раскрывает творческий потенциал участников, что они выходят с нее не только с видением сценариев будущего своей отрасли, но и с идеями как его создать.
Задача форсайт-сессии – открыть все мыслительные шлюзы, убрать барьеры, мешающие нам думать о будущем. На форсайт-сессиях мы умышленно выворачиваем наизнанку общеизвестные факты и общепринятые практики, чтобы представить себе мир, в котором все иначе. И если команда достаточно креативна и мотивирована на работу, результаты могут удивить участников в самом лучшем смысле этого слова.
На одной из форсайт-сессий под моей модерацией сотрудники компании придумали принципиально новую бизнес-модель, и сейчас с увлечением ее внедряют. На другой в ходе обсуждения родилась новая продуктовая линейка. В ходе третьей сотрудники компании поняли, что следуют ложным курсом, и решили полностью пересобрать свое клиентское предложение. Как мы этого достигаем? Заставляя себя думать о будущем, которое заведомо отличается от настоящего, мы выталкиваем себя из зоны когнитивного комфорта.
Любому человеку нужна стабильность. Каждый из нас предпочел бы просыпаться в понятном, надежном и предсказуемом мире. Потому и проваливается большинство неудачных мозговых штурмов – люди боятся перемен, их разум сопротивляется задаче придумывания нового. Знаете почему люди любят сиквелы популярных фильмов и книг? Потому что они, с одной стороны, новое, а с другой в них так много знакомого, привычного.
Инструменты форсайт-сессии задуманы таким образом, что не оставляют участникам ни одного шанса остаться в этой комфортной зоне. Волей-неволей им приходится придумывать мир, в котором все по-другому, а потом искать способ быть в этом мире успешными. Это очень эффективная и полезная техника – при условии, как я уже говорил, что команда сессии мотивирована на участие в ней.
В России форсайт как дисциплина развит очень слабо. Нет ни книг, ни курсов, хотя в США и Европе этим занимаются целые институты и школы. Но в будущем (это мой личный форсайт-прогноз:)) замечательный инструмент форсайт-сессии будет использоваться все больше и больше.
Вам нужна форсайт-сессия? Узнайте больше, связавшись с нами через форму обратной связи.
Святослав Бирюлин
Основатель Sapiens Consulting